"Плохие парни приближаются" (в других переводах "плохие парни рядом") - это раздел сценария, придуманный Блейком Снайдером для своей книги "Спасите котика" (Save the Cat), он обычно располагается во второй половине второго акта.
Я думаю, что будет полезно разобраться в этом разделе сценария, особенно если вы замените термин "плохие парни" (которых нет в некоторых фильмах) на "проблемы".
Нам нужно, чтобы проблемы нарастали, становились более серьёзными, чем были раньше, после "повышения ставок", которое обычно происходит в середине истории.
Но это не значит, что только сейчас для героев начинаются проблемы.
На мой взгляд, проблемы должны появляться всё время: в каждой сцене и в каждом акте. "Проблемы" - это другое слово, обозначающее "Конфликт".
Большинство авторов, которые используют 15 сюжетных битов из "Спасите котика", похоже, слишком буквально понимают, что только в этом разделе история набирает обороты.
Для них ситуация героев становится хуже в только конце, когда "Плохие парни приближаются", или когда "Всё потеряно". То, что я часто вижу в концептах или самих сценариях, которые я читаю, - это недостаток проблем у персонажей до середины истории.
Я уже писал об этом раньше, и полагаю, что первая половина второго акта, то, что Блейк назвал "Fun & Games" ("Игры и развлечения"), к сожалению, названа неверно и сбивает авторов. Обычно, всё не так весело для главного героя.
Допустим, персонажи вошли в "перевёрнутый мир", наполненный "моментами из трейлера", которые выполняют "обещание предпосылки" (термины Снайдера в кавычках).
И какая же предпосылка в любой конкретной истории?
Это огромная проблема, на решение которой уйдёт весь фильм. Всё начинается с "Катализатора", обычно в середине первого акта. Главный герой впервые по-настоящему сталкивается со своей большой проблемой в "Fun & Games", хотя она исходит из первой части истории.
Не буду спорить, "Fun & Games" и "Плохие парни приближаются" - это действительно основа любой истории. Они составляют практически весь длинный второй акт, затрагивают мидпоинт. И это те моменты истории, когда всё действительно может развалиться в сценарии или в самой задумке фильма.
Когда я слышу чей-то логлайн, я обычно пытаюсь представить себе второй акт. Что активно пытается сделать главный герой и что ему мешает? Как может возникнуть принцип "удара-контрудара" между ними и силами противника, которое только усиливается и усложняется из-за предпринимаемых героем действий?
Читатели хотят понимать это уже из логлайна.
Что происходит и как обостряется ситуация, когда "Плохие парни приближаются?". Что они могут сделать, чтобы стать ещё хуже, чем были раньше? Конечно, основные выводы для этого раздела принадлежат Блейку Снайдеру. Но я вставлю сюда свои две копейки, рассказывая о том, что ещё характерного, я заметил для этого раздела:
1. "ПЛОХИЕ ПАРНИ" ПЕРЕГРУППИРОВЫВАЮТСЯ И НАНОСЯТ ОТВЕТНЫЙ УДАР
Как правило, это основная их задача. Но что я хотел бы добавить, так это то, что кем бы или чем бы ни была противоборствующая сила, она обычно не просто сидит сложа руки во время раздела "Fun & Games", в то время как главный герой мчится к "ложной победе" в середине истории.
Обычно мы уже знаем "плохого парня" и он, по сути, превосходит героя и временно побеждает, но их борьба продолжается. Просто их противостояние ещё не стало таким серьёзным, как будет на момент раздела "Плохие парни приближаются". Может быть, герой впервые сделал изменил баланс сил в мидпоинте, и теперь пути назад точно нет.
2. ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЯ ПРИВОДЯТ К ПОСЛЕДСТВИЯМ
Гораздо интереснее видеть, как герой действует, что-то меняет и добивается определённого успеха, но только для того, чтобы потом потерять всё. Сделайте это вместо того, чтобы просто наблюдать, как персонажи терпят атаку за атакой и никогда по-настоящему ничего не делают, чтобы наступать "плохим парням" на пятки.
Я не имею в виду, что хорошим парням нужно безоговорочно побеждать – этого почти никогда не бывает, – но они должны быть активными во всём.
3. БОРЬБА С СОЮЗНИКАМИ
Блейк тоже упоминает об этом. Часто друзья главного героя и, как правило, "любовный интерес" в линии "Б" становятся большим препятствием для героев. Так что герои становятся ещё более одиноки, чем когда-либо.
Почему это происходит? Часто главный герой под давлением ситуации возвращается к старым привычкам, которые им почему-то уже не помогают. Они не усваивают уроков, которые им нужно усвоить, чтобы завершить свою "арку".
Персонаж линии "Б" часто указывает на это и заставляет героя взглянуть правде в глаза. Из-за чего и завязывается конфликт.
Обратите внимание, что в линии "Б" также есть свои собственные сцены, и они также должны выстраиваться и усложняться на протяжении всего второго акта.
4. МОМЕНТ, КОГДА ВСЁ КАЖЕТСЯ БОЛЕЕ ВАЖНЫМ И СЛОЖНЫМ
Это ещё одна сложная задача, потому что, если бы проблемы уже не были одновременно важными и сложными, то в сценарии, вероятно, не было бы элементов, необходимых на концептуальном уровне, чтобы быть захватывающей историей.
Каким-то образом всё это становится ещё более масштабным и актуальным после середины. И невозможность достичь цели становится всё более заметной для зрителя и героя.
Часто в этот момент вводится временное ограничение для достижения цели или сокращается количество доступных для героя вариантов, чтобы выполнить задачу.
Именно сейчас всё поставлено на карту.
5. НАСТУПАЕТ ЧЕРЕДА ТРУДНОСТЕЙ, ПОВОРОТОВ И ТВИСТОВ
Помните, что и "Fun & Games", и "Плохие парни приближаются" - это разделы, а не отдельные моменты, сцены или даже последовательности событий.
Одна из причин, почему во втором акте сценарии, как правило, разваливаются, заключается в том, что там просто не хватает истории. Не хватает активности героя, а также усложнений и трудностей.
Фильмы (и сериальные пилоты) могут вместить — и на самом деле нуждаются — в гораздо большем количестве "истории", чем авторы обычно думают.
То, что делает сценарий интересным для зрителей — это настоящее путешествие, даже одиссея, в которой появляется ряд проблем и действий по их решению, которые каким-то образом продолжают накапливаться и усложняться. При этом органично соединяясь друг с другом причинно-следственным образом.
И это то, что нам всем нравится видеть, осознаём мы это или нет.
Когда мы смотрим историю в любом жанре: там всегда будет персонаж, за которого мы можем болеть и которого сурово наказывает удар судьбы.
Проблемы продолжают возникать, но герои также принимать меры по их устранению. Их мир уже никогда не будет прежним.
Они теряют больше, чем выигрывают, но после того, как "Плохие парни приближаются" и "Всё потеряно", они каким-то образом находят последний шанс достичь своей цели.
by Erik Bork
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.