Найти тему

КНИГА ЛЕВИТ (ч.47): ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВ, ПРИГОДНЫХ ДЛЯ ПИЩИ

С Лев. 11 начинается новый раздел книги. Первые семь глав были о приношениях, которые должны были совершать священники у скинии. Главы 8—10 рассказывали об освящении священства и скинии, где должны были совершаться эти жертвоприношения. Глава 10 завершается рассказом о роковой ошибке двух священников, нарушивших указания Господа, когда после своего освящения они принесли в скинии «огонь чуждый». Главы 11—15 уходят от темы жертвоприношений и переходят к теме чистоты и нечистоты.

Хотя в Лев. 11 тема меняется, читатель уже подготовлен к раскрываемой в ней новой теме. В главе 10 священникам вменялось в обязанность учить народ «отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» (10:10). Содержание глав 11—15 можно рассматривать как то, чему священники должны были учить, чтобы помочь израильтянам понять различие между «чистым и нечистым».

Учитывая, сколько места выделено освещению темы чистоты и нечистоты, можно сделать вывод, что Бог считал эту тему важной. Зачем были даны эти указания? Этот вопрос мы рассмотрим позже. Вначале важно понять, что сказал Бог, и тогда читатель может попытаться сам понять, почему Бог сказал это.

Определение чистоты и нечистоты начинается с перечисления чистых и нечистых животных, птиц, рыб и насекомых.

Категория 1: животные

«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: “Скажите сынам Израилевым: Вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез и который жуёт жвачку, ешьте; только этих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены; нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены; нечист он для вас; и зайца, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены; нечист он для вас; и свиньи, потому что хотя копыта у неё раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жуёт жвачки; нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас”» (Лев. 11:1–8).

Божьи указания о чистоте начинаются с определения чистых и нечистых животных.

Стих 1. В начале отрывка читатели получают заверение, что следующие далее требования пришли от Бога и были даны Моисею и Аарону. Если Моисей был великим законодателем, то Аарон был первосвященником, поставленным Господом учить Божий народ следующим законам.

Стихи 2, 3. В Ветхом Завете классификация «чистых» и «нечистых» животных восходит ко дням Ноя (Быт. 7:2, 3, 8; 8:20), но до откровения, данного здесь, письменное определение, что делало животное «чистым», отсутствовало. Это определение Господь начинает с правила: для животного, годившегося израильтянам в пищу, необходимы были два качества, то есть «чистыми» могли считаться только животные с этими двумя характеристиками. У них должны быть раздвоены копыта, и они должны жевать жвачку. Чистыми животными, таким образом, были те, которых израильтяне приносили в жертву: крупный рогатый скот, овцы и козы, — а также такие дикие животные, как газели и антилопы.

Текст, параллельный Лев. 11, содержится также во Втор. 14, где также речь идёт о чистых и нечистых животных. Там указывается, что есть можно таких животных, как «волы, овцы, козы, олень, и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард» (Втор. 14:4, 5). В сносках юбилейного издания Синодального Перевода сказано, что орикс — это «возможно, олень», а камелопард — это «возможно, антилопа или дикий козёл».

Стих 4. Далее текст показывает, как применять это правило, объясняя, почему отдельные животные, которых можно принять за чистых, на самом деле являются нечистыми. Господь уточняет, что во-первых, чтобы определить животное как чистое, необходимы обе характеристики. Наличия только одной недостаточно, чтобы отнести его к разряду чистых.

Стихи 4–7. Далее текст говорит, почему четыре конкретных вида животных считаются нечистыми: верблюд — потому что копыта у него не раздвоены (11:4); тушканчик (даман) — потому что копыта у него не раздвоены; заяц (кролик) — потому что копыта у него не раздвоены (11:6); и свинья — потому что она не жуёт жвачки (11:7). Некоторые указывают, что ни даманы, ни кролики не жуют жвачку так, как это делает крупный рогатый скот, и не являются истинными жвачными животными. Однако то, как они жуют, очень похоже на жевание жвачки. Текст не претендует на научную точность; он просто подсказывает наблюдателю, как визуально определить чистое животное.

Стих 8. Затем это правило формулируется в виде закона. Господь говорит: «Мяса [нечистого] их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь». Следует отметить две характерные особенности этих слов. (1) Формулировка закона — «Мяса их не ешьте» — имеет ту же абсолютную форму, как и у нескольких законов в Десяти заповедях (например «Не прелюбодействуй»). Бог серьёзно относился к этим законам. (2) Прикосновение к живому нечистому животному не оскверняло человека. (Если бы это было так, то израильтяне не ездили бы на верблюдах, лошадях или ослах). А вот прикосновение к мёртвому нечистому животному делало человека нечистым.

Категория 2: рыбы

«Из всех животных, которые в воде, ешьте этих: у которых есть плавники и чешуя в воде, в морях ли или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет плавников и чешуи, в морях ли или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь. Все животные в воде, у которых нет плавников и чешуи, скверны для вас» (Лев. 11:9–12).

Далее Господь определяет разницу между чистыми и нечистыми рыбами.

Стих 9. Как чистые животные имели две определяющие характеристики, так и рыбы, которые были чистыми и потому могли служить пищей для Божьего народа, должны были обладать двумя характерными особенностями: они должны были иметь плавники, и они должны были иметь чешую. Это правило не позволяло израильтянам есть моллюсков и угрей. По словам Харриса, чистыми рыбами были те, что без ограничений плавали в воде, а нечистыми — те, что, по большей части, обитали на дне. Если бы этот закон был применим к нам сегодня сегодня, то мы могли бы есть карпа, леща, окуня и форель, — но не сома и скумбрию, так как у этих рыб нет чешуи.

Стихи 10–12. А все те из живущих в водах существ, у которых нет плавников и чешуи, были нечистыми. Они были скверны и их следовало гнушаться. Как и в случае с нечистыми наземными животными, израильтяне не должны были есть этих нечистых тварей. Они были скверны для них, а их трупы омерзительны.

Категория 3: птицы

«Из птиц же гнушайтесь этих: орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породой его, всякого ворона с породой его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, филина, рыболова и ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цаплю, зуя с породой его, удода и нетопыря» (Лев. 11:13–19).

Затем Бог открыл, что среди птиц есть тоже нечистые.

Стихи 13–19. Говоря о нечистоте птиц, Господь не стал перечислять птиц, считавшихся чистыми, а также объяснять, почему одни птицы чистые, а другие нечистые. Он просто назвал двадцать видов нечистых птиц. Можно предположить, что общая особенность птиц в этом списке состоит в том, что большинство из них плотоядные, то есть что они питаются преимущественно падалью (гриф; 11:13), мелкими живыми зверьками (сокол и сова; 11:14, 16) и рыбой (цапля; 11:19). Четыре раза в этом отрывке птица называется с добавлением слов с породой его (11:14, 15, 16, 19). Очевидно, эта фраза передаёт ту мысль, что нечистыми должны считаться все разновидности этой птицы.

Нетопыря («летучую мышь»; Международное Библейское Общество), которого мы встречаем в этом списке (11:19), нельзя считать птицей; это млекопитающее. Конечно, отрывок не претендовал на научную точность. Летучие мыши имеют много общего с птицами. Как и в случае с другими существами в этой главе, трудно знать наверняка, что означают некоторые термины в тексте. В Международном Библейском Обществе такой перевод: «Вот птицы, которыми вы должны гнушаться и которых не должны есть, потому что это мерзость: орел, бородач, скопа, коршун, любой вид сокола, любой вид ворона, сова, козодой, чайка, любой вид ястреба, домовой сыч, большой баклан, филин, белая сова, пустынная сова, стервятник, аист, любой вид цапли, удод и летучая мышь» (11:13–19).

Видимо, израильтяне должны были сделать вывод, что все виды не включённые в список, чистые и их можно есть. Как можно заметить, в этом списке отсутствуют голуби и горлицы, явно чистые птицы, потому что их приносили в жертву у скинии.

Категория 4: крылатые насекомые

«Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырёх ногах, скверны для вас; из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырёх ногах, тех только ешьте, у которых есть пара голеней над ступнями, чтобы скакать ими по земле; этих ешьте из них: саранчу с её породою, солам с её породою, харгол с её породою и хагаб с её породою. Всякое другое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас» (Лев. 11:20–23).

Хотя для современных читателей это различие может показаться странным, эти правила также отделяют чистых насекомых от нечистых.

Стих 20. И снова Бог начинает с формулирования правила: «Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырёх ногах, скверны для вас». «Животные пресмыкающиеся, крылатые» в этом стихе (и в стихах 21 и 23), буквально «роящиеся существа с крыльями»,— это крылатые насекомые. Насекомые в целом были нечистыми, и потому их нельзя было употреблять в пищу.

Стихи 21, 22. В этих двух стихах приводятся исключения из правила. Крылатые насекомые, которых можно было есть (чистые насекомые) — это саранча, солам, харгол и хагаб. В Международном Библейском Обществе сказано, что можно было есть «любой вид саранчи, акрид, цикад и кузнечиков».

Читатель может удивиться: «Кто станет есть саранчу, цикад или кузнечиков?» На самом деле люди ели таких насекомых на протяжении всей истории. Пищей Иоанна Крестителя служили «акриды [саранча; Международное Библейское Общество] и дикий мёд» (Мф. 3:4). Харрисон отмечает: «На Ближнем Востоке саранчу ели тысячи лет. В сцене царского званого обеда во дворце Ашшурбанипала (ок. 669–627 гг. до н.э.), последнего великого ассирийского царя, изображены слуги, вносящие гостям саранчу на палочках».

Стих 23. Отрывок завершается словами, что всех других насекомых — всякое другое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, — есть было нельзя, потому что они были нечистыми.

Комментаторы отмечают, что Господь не включил в текст наказание за употребление нечистой пищи. Они также отмечают, что, исходя из других законов в этом разделе, можно предположить, что нечистая пища делала человека нечистым. Чтобы очиститься, человек должен был пройти те же обязательные процедуры, что и в том случае, когда он становился нечистым, дотронувшись до чего-либо нечистого.

#кошерная еда #кошерное #кашрут #тора #библиянакаждыйдень