Какие ассоциации возникают у вас при упоминании того или иного города? Я думаю, многие думают про какие-либо достопримечательности. Например, когда слышишь про Петербург, сразу вспоминается Исаакиевский собор, Москва твердо ассоциируется с Кремлем. Так уж повелось в нашей стране, что большинство достопримечательностей, являющихся символами города, были построены до революции. Красноярск не стал исключением. В этой статье я хочу рассказать о том, как дореволюционная архитектура формирует нынешний облик города.
Красноярск был основан еще в 1628 году, он является одним из старейших городов Сибири. Очевидно, что дореволюционная архитектура не обделила город своим присутствием. Пусть Красноярск не имел такого значения, как Иркутск или Томск, он все же был городом немаленьким, и люди могли здесь самореализоваться. Это касается и архитектуры. Опять же, в городе не так уж и много дореволюционных зданий, но они невероятно красивы и заслуживают вашего внимания. Итак, давайте подробно разберем дореволюционную архитектуру Красноярска, ее этапы развития, важнейших представителей. Обещаю, вам будет на что посмотреть.
Архитектура XVIII века
Хотя Красноярск и был основан в 1628 году, активно развиваться он начал лишь в XVIII веке. Люди стали богатеть и, соответственно, город стал активно застраиваться. Однако началом отсчета сегодняшнего Красноярска можно считать 1773 год. Тогда пожар полностью уничтожил острог и большую часть города. Как бы это странно не звучало, но данная трагедия дала толчок к развитию Красноярска. Городу была дана линейная планировка, прямо как в Санкт-Петербурге. Даже сейчас в центре города легко заметить, что все улицы прямые и формируют сетку кварталов. Это, несомненно, очень круто.
Помимо новой планировки, в Красноярске стали появляться каменные дома. В том числе, в 1785 году начинает строиться Свято-Покровский кафедральный собор. Возводился он целых 10 лет в популярном в то время стиле сибирского барокко. На данный момент это самое старое из сохранившихся зданий Красноярска. Кроме того, это единственная сохранившаяся церковь города в стиле сибирского барокко, что делает ее вдвойне уникальной.
К сожалению, архитектура XVIII века в Красноярске почти не сохранилась. Много факторов повлияло на это. Большую часть города уничтожил пожар, а то, что уцелело, было снесено советскими властями. Тем не менее, XVIII век заложил основу для дальнейшего архитектурного развития Красноярска. Главное достижение столетия заключается в создании новой линейной планировки, которая радует жителей до сих пор.
Архитектура XIX века
К счастью, архитектура XIX века в Красноярске сохранилась гораздо лучше. Условно ее можно разделить на две части: то, что было построено в первой половине столетия, и то, что было возведено во второй половине века.
Одним из первых значимых зданий в начале века стала Благовещенская церковь. Начали ее строить в 1804 году, а закончили в 1812 году, хотя некоторые работы продолжались вплоть до 1820-х годов. Благовещенская церковь может похвастаться тем, что она является первой церковью в Красноярске, которую построили по чертежам. Кроме того, это третий каменный храм в городе.
Во внешнем облике уже заметны значительные различия от архитектуры XVIII века. Здание уже построено не в стиле сибирского барокко, а в стиле классицизм. Об этом нам говорят фронтоны и пилястры, а также лепнина на фасаде.
В целом архитектура первой половины XIX века была еще достаточно скромной. Большинство из дошедших до наших времен зданий являются довольно скромными двухэтажными домами, милыми, но без какого-либо невероятного по своей красоте декора.
Интересные здания появлялись и на окраине тогдашнего Красноярска. Так, с 1836 по 1848 годы на территории кладбища строилась Троицкая церковь. Авторами проекта здания были архитекторы Маковецкий и Шаров. В духе времени, церковь была построена в стиле классицизм. При этом даже для этого стиля она выглядит довольно скромно. Из всех возможных украшательств здание может похвастаться только портиком, сформированным четырьмя колоннами, а также небольшим шпилем. Никакой лепнины нет. Тем не менее, это нисколько не портит внешний вид церкви. В таком месте было бы не уместно строить помпезную и богато декорированную церковь. На кладбище в самый раз сдержанность и умеренность. Это не место для восторгов.
В целом, архитектура первой половины XIX века дошла до наших дней сильно поредевшей. И это при том, что данный период истории Красноярска не может похвастаться невероятным строительным бумом, что последует дальше. Давайте приведу немного статистики. В 1823 году в городе насчитывалось только 7 каменных домов, а в 1847 - уже 46. Согласитесь, результаты не впечатляют. Активно строились деревянные дома, но они практически не дошли до нас.
Тем не менее, первая половина XIX века также внесла важные изменения в развитие города. В 1828 году был разработан генеральный план Красноярска, согласно которому город, сохраняя прежние оси, активно рос в западном направлении, при этом переместился и городской центр. Кроме того, в это время в Красноярске широкое распространение получили так называемые "образцовые проекты". По сути своей, это сборник чертежей, сделанных ведущими столичными архитекторами, предлагающий строго определенные варианты фасадов с возможностью их некоторого изменения под местные реалии. Вам может показаться эта идея странной, но на самом деле она была довольно правильной. Еще со времен Петра I в Российской империи требовалось строить новые здания согласно "образцовым проектам". Сначала вариантов было немного, но с годами количество примеров росло, и во второй половине XIX века "образцовые проекты" достигли своего пика. В чем заключается преимущество подобной идеи? Во-первых, "образцовые проекты" должны были решить улучшить санитарно-технические условия зданий. Во времена Российской империи существовала банальная проблема гигиены. Дома строились как попало, без всяких нормальных условий для существования. Кроме того, они были никак не защищены от пожаров, что также представляло большую опасность для города. "Образцовые проекты" уже содержали в себе готовые решения санитарно-технических и противопожарных вопросов. Банально они должны были улучшить качество жизни. Во-вторых, "образцовые проекты" имели целью сделать города империи красивыми и аккуратными, по европейскому образцу. В те времена российской город представлял собой печальное зрелище. Множество построенных из всякого барахла и низкокачественных материалов домов, стоящих хаотично и не формирующих красных линий улиц. "Образцовые проекты" должны были покончить с этим. Таким образом, это был своеобразный регламентирующий документ, предлагавший качественные и красивые варианты проектов. К сожалению, соблюдение "образцовых проектов" шло из рук вон плохо. Если в Москве или Петербурге это дело как-то контролировалось, то в провинции дела обстояли гораздо хуже. Как говорится, строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Тем не менее, во многих городах так или иначе существуют детища "образцовых проектов", и Красноярск в их числе.
Ко второй половине XIX века популярность классицизма в России стала угасать. Архитекторов не устраивало однообразие данного стиля, и они стали искать новые способы разнообразить застройку. Так в стране зародилась эклектика. Говоря простыми словами, это смешение различных стилей. Вообще эклектика в России является обобщенным термином, она включает в себя множество архитектурных движений, таких как неоготика, русский стиль или русско-византийский стиль. Хотя, на самом деле, их гораздо больше.
Само собой, данный тренд дошел и до Красноярска, и в городе стали появляться самые разнообразные здания в эклектичном стиле. Вообще, вторая половина XIX века запомнилась активным строительством в городе. Красноярск богател, и люди стали возводить множество красивых каменных зданий.
Тем не менее, в 1850-х годах классицизм еще не изжил себя в Красноярске. Например, в 1858 году по просьбе декабриста Давыдова было построено здание Благородного собрания. Несмотря на скромность дома. он имеет характерные для классицизма черты. Так, например, со стороны проспекта Мира здание имеет портик, который поддерживают четыре колонны. Но лично для меня этот дом удивителен тем, что он деревянный. Согласитесь, нечасто можно встретить деревянное здание в стиле классицизм. Даже для Сибири это редкость. Однако этот дом был построен уже на излете классицизма в Красноярске.
Одной из важнейших построек второй половины XIX века стала часовня Параскевы Пятницы. Многие из вас ее видели на десятирублевой купюре. Пусть часовня имеет более чем скромный внешний вид, она стала настоящим символом Красноярска. Построенная в 1855 году на Караульной горе, она пережила советскую власть, уничтожившую множество религиозных сооружений в городе, а уже в наше время была отреставрирована. Я бы не сказал, что сама по себе часовня невероятно ценна, но вкупе с прекрасным расположением на горе, откуда открывается вид на весь центр Красноярска, а также ее историю, это довольно уникальное сооружение.
Другим показательным примером красноярской эклектики является торговый дом Гадалова. Он возводился с 1872 по 1880 годы по проекту местного архитектора Лоссовского. В отличие от классицизма, здание имеет довольно богатый декор фасада, а также довольно сложную объемно-планировочную композицию. Фишкой дома является угловая ротонда с чешуйчатым куполом и небольшим шпилем. В целом, торговый дом Гадалова - одно из самых примечательных зданий в Красноярске в стиле эклектика.
К концу XIX века в Красноярске начал становиться популярным такой интересный стиль, как модерн. Во всей своей красе он проявит себя уже в начале XX века, в то время как на рубеже столетий красноярские архитекторы только делали робкие попытки внедрить этот стиль. Так например, появилось здание по адресу: проспект Мира, 75. Несмотря на то, что оно построено в кирпичном стиле, характерном для эклектики, в нем присутствуют элементы модерна. Это проявляется в пластике фасадов, а также асимметричности лицевого фасада.
В целом же на рубеже веков архитекторы нового стиля еще набивали руку, чтобы уже в последующие годы создать настоящие шедевры.
Архитектура XX века
Пусть в начале нового столетия модерн прочно закрепился в архитектуре Красноярска, он не вытеснил другие стили. Так, например, в первые десятилетия XX века в городе появлялись здания в неоготическом стиле, присущем модерну. Наверное, самым выдающейся постройкой данного направления является храм Преображения Господня. Он строился с 1909 по 1911 годы по проекту выдающегося архитектора Соколовского. Если не смотреть по сторонам, а только на церковь, то может сложиться впечатление, что находишься где-нибудь в Германии, но никак не в Красноярске.
Другим важнейшим примером местной неоготики служит литературный музей имени Астафьева. Изначально он был возведен в конце XIX века, однако уже в новом столетии здание перестроили по проекту все того же Соколовского. Самое необычное в этом доме то, что он является деревянным. Сильно сомневаюсь, что во всей России много примеров неоготических деревянных домов, и поэтому данный музей крайне ценен. Знаете, в свое время этот особняк считался одним из лучших в городе. Здесь даже одно время жил Теляковский, губернатор Енисейской губернии.
В целом, эклектика в XX века была жива и чувствовала себя довольно неплохо. Например, в 1909 году было построено удивительное здание женского Епархиального училища. К слову, архитектором здания был Соколовский. Однако, по мнению экспертов, училище нельзя описать каким-то одним стилем. В нем сочетаются эклектика с элементами псевдорусского стиля и даже модерн. Это делает здание еще более интересным и завораживающим своей красотой.
Но давайте теперь рассмотрим модерн. Одним из ярчайших примеров данного стиля является доходный дом Либмана, построенный в 1912 году по проекту все того же Соколовского. Как и многие другие здания этого архитектора, данный дом был построен еще в конце XIX века, а в начале XX века кардинально реконструирован. Здание привлекательно своими формами фасада. Как и подобает модерну, дом имеет гибкие линии лицевой части фасада. Необычен декор фасада. Интересным решением стало сооружение ризалита, верх которого заканчивается двумя высокими тумбами с вазонами. Кроме того, вместе с соседними зданиями доходный дом Либмана формирует модерновую перспективу улицы, что, несомненно, красит эту часть проспекта Мира.
В Красноярске довольно много памятников модерна. В начале века этот стиль цвел буйным цветом. Большой вклад в развитие модерна внес Соколовский, но помимо него было много других выдающихся архитекторов. Давайте покажу вам несколько других примечательных зданий в стиле модерн, которые украшают центр Красноярска.
К сожалению или счастью, в 1917 году Российская империя прекратила свое существование. Как говорится, ушла эпоха. В архитектуре повеяли совершенно новые веяния, стали популярны идеи авангарда, и можно сказать, что дореволюционная архитектура изжила себя. Это был долгий и привнесший много прекрасного в наши города промежуток истории России. И на примере Красноярска я показал вам, как город стремительно менялся и становился красивее под влиянием стилей этой эпохи.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, пишите комментарии. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. До следующей статьи!
#красноярск #города россии #достопримечательности #архитектура #дореволюционная россия #классицизм #эклектика #неоготика #модерн #история архитектуры