Найти тему
ВТБ Страна

От девятого вала до гибели Помпей: русский романтизм в 5 картинах

Оглавление

На рубеже 18–19 веков в живописи формируется новое направление — романтизм. Мир сильных эмоций и чувств выходит на первый план, внимание художников привлекают необычные события и герой-одиночка, который противопоставляет себя миру. Вспоминаем лучшие картины русских художников в стиле романтизма.

«Везувий зев открыл — дым хлынул клубом…»

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи», 1833 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи», 1833 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Драматическая картина «Последний день Помпеи» стала главным шедевром Карла Брюллова. В основе сюжета — древнеримская трагедия жителей Помпей, погибших из-за извержения Везувия в 79 году до нашей эры. Брюллов воспроизводит буйство стихии, уничтожившей весь город, и эмоции людей, у которых не было шанса спастись. Уровень драматизма очень высок, герои переживают ужас и обреченность — то, что так характерно для романтизма.

Художник соединяет приемы классицизма и романтизма: композиция выстроена как цикл отдельных эпизодов, у героев идеализированные красивые тела и академически изображенные эмоции во время всеобщей паники. На фоне катастрофы разворачиваются личные истории, полные страха, отчаяния и любви. Нет главного героя, все персонажи одинаково важны: пытающаяся спастись семейная пара с детьми, жених с невестой на руках, убегающий языческий жрец и христианский священник, смотрящий в лицо опасности, несущие старика-отца братья и художник с ящиком красок — так Брюллов поместил себя в гущу событий.

Рушатся здания, в небе стоит зарево от извергающейся лавы, и скоро Дорогу гробниц поглотит смерть — отсветы раскаленной лавы передают ощущение надвигающейся гибели. Яркий, насыщенный колорит картины, характерный для романтической живописи, создается горячим светом на заднем плане и зеленовато-голубым на переднем. В центре картины возле разбившейся насмерть при падении с колесницы знатной горожанки с плачем ползает кудрявый ребенок в желтой тунике. Это романтический символ зарождения нового мира, противопоставление жизни и смерти. Брюллов изобразил не только трагедию народа, но и зарождение на обломках старого мира новой цивилизации.

Переживания юного садовника и кружевницы

Орест Кипренский. «Молодой садовник», 1817 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Орест Кипренский. «Молодой садовник», 1817 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

В жанре романтического портрета выделились Орест Кипренский и Василий Тропинин. Искренние портреты Кипренского отличаются от портретов в духе рококо — театральных и кокетливых. Кипренский же показывает человека как он есть, акцентируя внимание не на внешности, а на настроении, погруженности в себя.

В изображении юного садовника художнику важен план внутренних переживаний. Взгляд мальчика устремлен вдаль, он оторвался от работы и на минуту замер, задумавшись о чем-то своем, но не выпуская из рук садового инструмента. Мягкий свет подчеркивает фигуру ребенка, в левом углу безмятежно журчит ручей, пробиваясь сквозь камни альпийской горки. Портрет воплощает спокойствие мира и тихое движение мысли.

Василий Тропинин. «Кружевница», 1823 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Василий Тропинин. «Кружевница», 1823 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Бывший крепостной Василий Тропинин, получивший вольную в 47 лет, берет более простые, бытовые образы, но придает им легкость и одухотворенность. Среди его портретов можно увидеть за повседневными делами крестьян и каменщиков, нищих и детей, реже — дворян и представителей знати.

В портрете кружевницы облик девушки не лишен оттенка идеализации. Она на миг подняла голову от кропотливого рукоделия и с долей лукавства смотрит прямо на зрителя. Теплый, золотистый свет озаряет лицо и руки мастерицы, серовато-серебристые и оливковые тона дают ясный и естественный колорит. Поэтизация мира вещей, окружающего красавицу, затаенная улыбка, открывающая внутренние движения души, и вместе с тем правдивость жанровой сцены оставляют впечатление спокойствия, красоты и гармонии.

Возвышенный крестьянский мир

Алексей Венецианов. «На жатве. Лето», середина 1820-х годов, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Алексей Венецианов. «На жатве. Лето», середина 1820-х годов, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Романтизм во всех странах обращается к национальному прошлому. В России это совпало с победой над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, пробудившей интерес к народной крестьянской культуре. Проводником в возвышенный крестьянский мир становится Алексей Венецианов.

Жизнь крестьян воспринимается художником как естественное существование на лоне природы. Будничные мотивы предстают в его произведениях поэтическим и прекрасным моментом бытия, а труд переосмысливается в метафорическом ключе. Величественна и почти иконописна фигура крестьянки с ребенком на первом плане. Она приподнята над землей и, как душа этого мира, парит над раскинувшимися до горизонта золотыми полями, разрастаясь до образа плодородной матери-земли.

Вера в торжество жизни

Иван Айвазовский. «Девятый вал», 1850 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Иван Айвазовский. «Девятый вал», 1850 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

«Девятый вал» — самая известная романтическая картина Ивана Айвазовского. Люди перед лицом разбушевавшейся стихии, грозный океан и яростные волны, которые вот-вот погубят несчастных — типичные для эстетики романтизма идея и образы. Тьма страшной ночи прорезана лучом света, словно лучом надежды, которая не оставляет потерпевших кораблекрушение. Иносказательный смысл картины ясен — вера в торжество жизни, в победу света над мраком.

Для справки:

Познакомиться с этими и другими работами русских художников-романтиков можно в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. Банк ВТБ поддерживает эти культурные институции.