Найти тему
POLIPOVICHUS_M

Биография Василия Андреевича Жуковского (1782-1852)

Начнем с конца? Василий Андреевич Жуковский был в первую очередь замечательным человеком, не только восхитительным поэтом, но и мужем, отцом, воспитателем. Жизненное кредо Жуковского: “Каждый день доброму делу, мысли или чувству” - гуманистический жизненный принцип, которого он придерживался всю жизнь и которому остался верен до самой смерти.

Василий Андреевич Жуковский
Василий Андреевич Жуковский

Родился 29 января 1783 года в селе Мишенском близ города Белева Тульской губернии. Он был сыном богатого помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи, которая, попала в Россию в числе пленных, взятых русскими войсками при осаде крепости Бендеры. Приняв православие, она получила имя Елизавета Дементьевны.

Мальчику была дана фамилия усыновившего его небогатого киевского дворянина Андрея Жуковского, который жил на положении приживальщика в доме Буниных. Это позволило будущему поэту избежать участи незаконнорожденного, однако для получения дворянства малолетнего Жуковского пришлось зачислить на фиктивную военную службу в Астраханский гусарский полк.

Писать стихи Жуковский начал рано, в 7-8 лет, а уже в 12 сочинил трагедию “Камилл или освобожденный Рим”. Да и сама атмосфера дома, где он рос, способствовала пробуждению поэтического дара, любви к музе и интереса к живописи. Жуковский учился в частном пансионе в Туле, затем в приходском училище, откуда был исключен “за неспособность”. Настоящее образование он получил в Московском университетском благородном пансионе, где пробыл 4 года (1797-1800). Преподавание литературы сводилось там не просто к изучению классики, поощрялось и самостоятельное творчество учащихся. Так начался литературный путь Жуковского.

Уже в периодических изданиях, выходящих в пансионе, он публикует первые ранние свои произведения - в основном это философская ода и рассуждения в прозе на разные темы. После окончания пансиона, не прослужив и 2х лет в Соляной конторе, он возвращается в Тульскую губернию.

Более 50 лет длилась литературная деятельность Жуковского - поэта и переводчика. Жуковскому повезло - его “Полное собрание сочинений” пять раз издавалось при его жизни. В 1808-1810 гг. Жуковский, редактор журнала “Вестник Европы”, принимает участие в Отечественной войне 1812 г., С 1815 года начинается двадцатипятилетний период его придворной службы, сначала в должности чтеца при императрице Марии Федоровне, вдове Павла 1, а с 1825 года - воспитателя наследника, будущего Александра 2. В этой должности он состоялся до 1841 года. Жуковский боролся за свое право воспитателя влиять на “душу” цесаревича, пользовался его доверием. После своей отставки он писал Александру Николаевичу: “Границы, отделяющие от вас других, не могут и не должны быть моими границами… Это не будет уступкою ненарушимых прав вашего сана, это будет высокое достоинство человека, а человек во всяком сане есть главное”.

27 января 1837 года Жуковский узнал о смертельном ранении Пушкина случайно: не застав Вяземских, он зашёл к их зятю. Далее он поехал к раненому поэту, от доктора Арендта узнав, что смерть неминуема. Когда на следующий день Пушкин прощался с близкими и друзьями, Жуковский смог только поцеловать ему руку, не в силах вымолвить ни слова. Далее он отправился во дворец — спасать бумаги поэта и попытаться помочь секунданту Пушкина — Данзасу.

"Последний выстрел А. С. Пушкина" А. Волкова
"Последний выстрел А. С. Пушкина" А. Волкова
И. Боричевский "Заметки Жуковского о гибели Пушкина"
И. Боричевский "Заметки Жуковского о гибели Пушкина"

В 1841 г. Жуковский женится на 18 летней Елизавета Райтерн, дочери немецкого художника. Семейная жизнь дала ему и радость (детей - Александру и Павла), но многие годы были омрачены для поэта тяжелой болезнью жены.

Елизавета Райтерн
Елизавета Райтерн

На пятом месяце беременности Елизаветы Жуковской произошёл выкидыш, она едва выжила и очень долго восстанавливалась. Жуковский писал, что открыл для себя новый вид страдания: «Страдания одинокого человека суть страдания эгоизма; страдания семьянина суть страдания любви». Он не пытался обучать жену русскому языку, между собой они общались по-немецки или по-французски. После выкидыша Елизавета Евграфовна долгое время пребывала в депрессии, от которой Жуковский старался избавить её всеми способами.

С 1842 года Жуковский стал интенсивно заниматься переводом «Одиссеи».

К 1843 году отношения Жуковского и императорской семьи настолько осложнились, что он был вынужден лично встретиться с Александром Николаевичем в Дармштадте. Беседа, вероятно, была не из приятных; в декабре Василий Андреевич написал цесаревичу подробное разъяснение о сути своей жизни и деятельности за границей. В Петербурге, по-видимому, ходили слухи об эмиграции поэта;

Начавшаяся в 1848 году революция была воспринята Жуковским как стихийное бедствие. Он много писал друзьям (в том числе Гоголю), но и Романовым. Отрывок одного из его писем Александру Николаевичу под названием «Письмо Русского из Франкфурта» было по приказу цесаревича опубликовано 12 марта.

В мае 1849 года революционные события захлестнули и Баден-Баден, семейству Жуковского пришлось бежать в Страсбург. Туда, несмотря на все трудности, издатель Рейф прислал последнюю корректуру второй части перевода «Одиссеи». Из Эльзаса Жуковские отправились в Швейцарию.

С сентября 1849 года Жуковский стал думать о переводе «Илиады», тем более, что после многих лет работы над «Одиссеей» он стал в состоянии читать по-гречески.

С начала 1851 года Жуковский ослеп на один глаз и по нескольку часов проводил в тёмной комнате. В темноте он провёл и свой 68-й день рождения. Мечты о возвращении в Россию не оставляли его, в этом его активно поддерживали Гоголь, Чаадаев, Елагина.

Болезни одолевали Жуковского, он просил Вяземского переехать к нему в Баден до весны. Последний подъём активности выразился в стихотворении «Царскосельский лебедь». Сильнейший удар нанесли Жуковскому известия о смерти Гоголя и уничтожении им второго тома «Мёртвых душ». После этого Василий Андреевич уже не вставал.

12 апреля 1852 года Жуковский умирает в Баден-Бадене, прах его был перевезен в Петербург и захоронен в Александро-Невской лавре, рядом с Карамзиным и Крыловым.

Вечный ходатай и проситель, человек кристальной души, удивительной доброты и поразительного сострадания, Жуковский всеобщий защитник. Он помогает выкупить из крепостной неволи Тараса Шевченко; хлопочет за Герцена, Лермонтова; верный друг Пушкина, он всемерно помогает ему, а после гибели поэта добивается пенсии его семье. Николай 1 не раз повторял Жуковскому, что он “защитник всех тех, кто только худ с правительством”.

В.Г. Белинский называл Жуковского "литературным Колумбом". "Без Жуковского мы не имели бы Пушкина, - писал он, - это целый период нашей литературы, целый период нравственного развития общества".