Легендарный Стэн Ли вспоминал, что ещё в 1960-е годы штаб-квартиру «Марвел» посещали многие звёзды серьёзного авторского кинематографа – гениальный итальянец Федерико Феллини, например, выдающиеся французы Ален Рене и Жан-Люк Годар. Они прозорливо видели в комиксах не просто развлекательное чтиво для подростков, но нечто большее – новые возможности для разговора с широкой аудиторией, новые перспективы для большого искусства. За десятилетия набралось немало примеров того, как крупные кинохудожники обращались к формату графического романа в тех случаях, когда не находили необходимых бюджетов для воплощения своих грандиозных идей на экране.
Я не знаю и не буду гадать, как относился к комиксам наш соотечественник Андрей Тарковский (это гадание тем более пагубно, что в советских реалиях комикса как жанра не существовало вовсе, а знакомство с иностранными изданиями наверняка могло быть только поверхностным), но не вижу никакого противоречия в том, что анонс новой книги Льва Наумова «Итальянские маршруты Андрея Тарковского» появляется в канале под названием «Бумажные комиксы». В конце концов, по первому своему призванию автор этого канала – кинокритик и не раз уже писал здесь о книгах про кино в подрубрике «Кинодрафт»: были здесь рецензии на книги Гильермо дель Торо, Андрея Звягинцева, Мэттью Макконахи, Натали Портман… Позволю также напомнить, что я и сам, как в том меме, своего рода учёный, поэтому волен писать здесь не только о «книжках с картинками», но и о книгах без таковых))
Тем более что Тарковский, чьё 90-летие образованный мир отмечал буквально на днях, 4-го апреля, был лишь немногим старше другого нашего гуру – Александра Ширвиндта, выпустившего только что «Отрывки из обрывков», да и Бэтмен младше их на считанные годы… Ну а ребята из манги… У них ещё всё впереди. А пока – пусть погреются в лучах славы великих))
Листайте, читайте и подписывайтесь: в ближайшем будущем на каждую из этих книг здесь появится рецензия!
Лев Наумов «Итальянские маршруты Андрея Тарковского»
Прекрасным, восхитительным, едва ли не лучшим подарком к юбилею Тарковского стала новая о нём книга – и книга, судя по одному только первому на неё взгляду, потрясающая. Объём – свыше тысячи страниц + несколько вкладок с концептуально подобранными фотографиями; увесистый, под два килограмма, том.
Замысел – шикарный, воплощение – грандиозно. Отталкиваясь от слов самого Тарковского («После России это единственная страна, в которой я чувствую себя хорошо»), автор приглашает нас в путешествие по тем итальянским местам, где бывал режиссёр с первого своего приезда на победный для него Венецианский кинофестиваль вплоть до съёмок «Ностальгии» и вынужденной эмиграции.
Получается одновременно и биография, и путеводитель – но при этом «путеводитель по тому, где, казалось бы, нет дорог». Уникальность замысла Льва Наумова в том, что он включает в свой текст не только места, но и фильмы, которые смотрел Тарковский, когда жил за границей, и книги, что он читал, и людей, с которыми общался. То есть намерение автора – «проследить “маршруты” мыслей» своего героя! Которые, естественно, «пролегают не только по земле, но и по дневникам, по другим текстам, по истории кино, по судьбам людей».
Так «книга становится вдобавок путеводителем по его высказываниям, маршрутам идей, траекториям замыслов, снятых и не снятых картин» (автор сразу подчёркивает, что «имеет смысл её рассматривать» и как комментарий к «Мартирологу»). «Это удивительный и редкий шанс подумать о том же, о чём думал Тарковский», – пишет Наумов, предупреждая в то же время, что этот его труд, «вопреки названию», «вовсе не только о Тарковском», или уж «не только о Тарковском-режиссёре, но ещё и о Тарковском-скитальце, Тарковском-мечтателе, Тарковском-сновидце, Тарковском-самом одиноком человеке на Земле, Тарковском-художнике эпохи Возрождения»…
Очень рекомендую!
Итак, возвращаясь к вопросу о том, почему же пути следования режиссёра по Италии имеют особое значение, приведём, наконец, ещё одну существенную причину: дело в том, что четвёртый, пятый и, частично, шестой маршруты, которыми мы проследуем за Тарковским, были продуманы одним из величайших местных деятелей искусств для того, чтобы вдохновить друга родной страной и донести до него что-то сокровенное о самом важном и прекрасном в ней. Это, безусловно, интересно само по себе, но, конечно, подобная затея не нова. Многие великие земляки Гуэрры возили своих друзей. Уникальным стал итог, поскольку результат был достигнут. Проделанные маршруты позволили Андрею в фильме «Ностальгия» проникнуть в, казалось бы, недостижимые недра духовного мира здешних деревень, памятников, руин и пейзажей. Ни до, ни после никому из режиссёров, включая итальянцев, не удавалось погрузиться на такую глубину.
Александр Ширвиндт «Отрывки из обрывков»
Не так давно Александр Ширвиндт, со свойственной ему прямотой и некоторой даже язвительностью (смешанной, впрочем, с нескрываемой грустью), в свете последних событий предложил учредить «приз» «За потерю чести и достоинства», причём трёх степеней: за временную потерю, случайную и окончательную… Очень метко и точно, за что мы Ширвиндта и любим.
Вот и новая его книга – написанная, по словам автора, в жанре «ироничная исповедальность»: мысли вслух, заметки на полях, именно что отрывки из обрывков. Наблюдения за жизнью, воспоминания о былом – всё вроде бы предельно просто, но начнёшь читать – не оторвёшься. Правы те, кто говорит, что популярному артисту следовало сесть за перо гораздо раньше: у него хорошо получается. Но лучше поздно, чем никогда – и вот сейчас у Александра Анатольевича уже несколько книг (эта – седьмая, если я не сбился со счёта), одновременно и разных, и похожих, и одинаково прекрасных.
Очень часто я понимаю, что всё, что с вожделением произвожу на бумаге, я уже где-то читал. Напрягаю сознание – и получается, что не только читал, но и писал. Кидаюсь к томам моих прошлых нетленок и с ужасом осознаю: так и есть. Бросился звонить в издательство, но вовремя остановился и стал размышлять. Во-первых, красть у самого себя не подсудно. Сел и придумал шесть причин, по которым можно не стесняться говорить, думать и писать одно и то же.
1. Так делают все.
2. Никто и никогда, включая автора, ничего не помнит.
3. Повторение – мать учения.
4. Могут неожиданно просочиться крупицы свежего.
5. Одна и та же мысль, выраженная разными словами, считается новой.
6. Не придумал.
Мэттсон Томлин «Бэтмен: Самозванец»
Сценаристу Мэттсону Томлину немногим более тридцати, но за его плечами уже есть несколько по-своему примечательных работ: он, например, написал сценарий для нетфликсовского «Проекта “Power”» и не только придумал, но и самолично поставил вышедшую в прошлом году научно-фантастическую ленту «Мать/Андроид». Весьма удачный зачин для многообещающей карьеры.
Его идея очередного предельно мрачного бэт-комикса открыла ему двери “DC Black Label”, где ему в партнёры предложили хорошо уже многим известного художника Андреа Соррентино («Джокер: Убийственная улыбка»). А сюжет этот, вдохновлённый фрэнкмиллеровским «Годом первым», таков: что, если в Готэме одновременно с Бэтменом появится… его двойник, ставящий своей целью дискредитировать усилия борца за мир и справедливость? Двойник, который будет… убивать?.. Сможет ли Бэтмен в таком случае доказать обществу, что он сам – не враг, что его кто-то намеренно подставляет?..
Что, если существование Бэтмена в самом деле несёт за собой и экономические последствия… Эту сторону вопроса мы ещё не рассматривали.
Всегда казалось, что переодеваться в костюм летучей мыши, чтобы просто метелить бандитов по ночам, ну как-то… чересчур. А если весь этот маскарад лишь прикрытие для промышленного шпионажа? Падение вертолёта на склад Вескера… Взрыв в порту… Те проникновения на химзаводы…
Нужно заново перебрать все материалы дела. И взглянуть на них с точки зрения владельцев корпораций.
Суи Исида «Токийский гуль: re 8»
Миссия Кэна Канэки подходит к концу – только какой ценой?!. Он мечтал о мире, мечтал о том, чтобы завершить многовековое противостояние людей и гулей, но мог ли он подозревать, как именно всё закончится?.. Какова конкретно будет его роль в установлении перемирия?!.
Промолчим о том, что произошло в предпоследнем томе: вдруг кто из фанатов не успел ещё его прочитать, вдруг кто ждал выхода финальной книги, чтобы залпом проглотить всё сразу… Но те, кто читал, – те, конечно, новую, последнюю уже книгу о Токийском гуле, берут в руки с особенным трепетом… Она, кстати, даже потолще предыдущих будет – 528 страниц, что понятно: финал – это финал, хочется и всё договорить, и всё дослушать…
– Вы ничего не измените… Я сделала выбор!..
– …Муттян. Если это и есть твой выбор, тогда почему ты сейчас так страдаешь?..
Тацуки Фудзимото «Человек-бензопила 3»
Молодой сотрудник специального четвёртого отдела Бюро общественной безопасности Дэндзи продолжает свои тренировки под присмотром сильнейшего из охотников на демонов – и в то же время не оставляет попыток (цитирую тут издательский анонс) «познавать… чувственную сторону жизни – теперь с загадочной девушкой Рэдзэ». И второе в манге Тацуки Фудзимото определённо интереснее первого: что нам толпы зомби-якудза, когда на кону – столь ярко выраженные и ничуть не скрываемые переживания интимного толка?..
– Что с тобой? Каким-то грустным выглядишь.
– Да не, я бодр и весел…
– Ну, раз ты бодр и весел… Может, сходишь со мной завтра на свидание? У нас как раз выходной.
– На свидание?
#Тарковский #Ширвиндт #Бэтмен #Токийскийгуль #ЧеловекБензопила #книгипрокино #комиксы #манга #книжнаяполка #книжныйанонс
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
27-й анонс «Бумажных комиксов»: десять книг, которые, быть может, помогут нам пережить эти дни
26-й анонс «Бумажных комиксов»: девять новых книг (DC и манга)
25-й анонс «Бумажных комиксов»: пять новых книг (морские и киберпираты, Бэтмен и малыш Николя)
23-й анонс «Бумажных комиксов»: новые комиксы и новая манга – десять книг сразу!
22-й анонс «Бумажных комиксов»: новые истории про супергероев!
21-й анонс «Бумажных комиксов»: новая манга!