Антон Павлович Чехов. Фото.
Всегда найдутся охотники опровергать самоочевидные вещи. Например, величие классиков. Я последую самому известному изречению Антона Павловича и постараюсь кратко сформулировать свое понимание смысла особенностей чеховской прозы. Здесь я не буду говорить об идейном богатстве, об историческом контексте и т.д. Скажу о том в чем, на мой взгляд, магия чеховской прозы. То, ради чего стоит читать и перечитывать со школьной поры всю жизнь Чехова. Я прочла еще в школе почти всего Чехова, кроме драм, как ни странно. Но драмы потом смотрела в постановках.
Это музыка...Я помню сильнейшее художественное потрясение от ряда чеховских рассказов. Потом читала "Поэтику чеховской прозы", и в ней, как и в ряде других литературоведческих трудов(в частности, для старшеклассников, которые прорабатывала, готовясь к сочинениям по литературе, например, монографию о повести "Дом с мезонином") ученые-литературоведы также писали прежде всего о музыке чеховской прозы, околдовывающем стиле. Но еще сильнее навсегда осталось во мне впечатление от прочитанного рассказа "Архиерей". Только абсолютно нечувствительный к звучанию слова читатель не испытает катарсиса от чтения этого рассказа. Содержание не первично, вслушайтесь в звучание! Добейтесь такого звучания текста, как у Чехова, и потом осмеливайтесь заявлять, будто Чехов посредственный писатель и раздутая величина.
Я уж не говорю о том, чтобы добиться такого комического эффекта, как во многих чеховских рассказах("Злоумышленник", например), мастерства сатиры. Знаменитого чеховского магического реализма и психологической тонкости. Многогранности описания русской жизни и русской интеллигенции накануне Революции. И о том, что мало кто из писателей сумеет написать по выжиманию слезы у читателя нечто подобное чеховскому "На деревню дедушке".
Ну а если по содержанию...Прочтите повесть "Дуэль". Я считаю, как и некоторые уже современники Чехова, что это одно из самых сильных произведений А.П.Чехова, к тому же содержащее пророчество русской революции и диктатуры. О последнем современники писателя, захваченные силой воздействия повести, знать не могли.
Я перечитала чеховскую "Дуэль" много раз. Видела экранизацию с Владимиром Высоцким, но впечатления не произвела, как редко нас удовлетворяют экранизации литературных шедевров, особенно любимых.
------------------
Возможно, имеет смысл привести из Википедии Экранизацию чеховских произведений. Что вы смотрели из этого богатства?
Экранизации произведений
Чехов до сих пор остаётся лидером по числу зарубежных экранизаций русской классики — его произведения становились основой для кино/телеверсий около 200 раз
1909 — Хирургия
1911 — Роман с контрабасом
1926 — Каштанка
1929 — Чины и люди
1938 — Маска
1938 — Медведь
1939 — Человек в футляре
1939 — Хирургия
1941 — Юбилей
1944 — Свадьба
1952 — Каштанка
1953 — Беззаконие
1954 — Анна на шее
1954 — Шведская спичка
1955 — Попрыгунья
1956 — Невеста
1957 — Сапоги
1958 — Ведьма
1959 — Три рассказа Чехова («Ванька», «Анюта», «Месть»)
1960 — Враги
1960 — Драма
1960 — Дама с собачкой
1960 — Дом с мезонином
1960 — Месть
1961 — Дуэль
1964 — Аптекарша
1964 — Дуэль
1964 — Три сестры
1965 — Лебединая песня
1965 — Учитель словесности
1966 — В городе С. (Реж. И. Хейфиц; Ленфильм)
1966 — Душечка
1966 — Шуточка
1967 — Крыжовник
1968 — Три года (Реж. Г. Никулин)
1969 — Главный свидетель
1969 — Семейное счастье
1969 — Цветы запоздалые (фильм-спектакль, реж. А. Наль)
1970 — Дядя Ваня
1970 — Карусель
1970 — Чайка
1970 — Драма на охоте
1971 — На даче
1971 — Эти разные, разные, разные лица… («Смерть чиновника», «Пересолил», «Оратор», «Ночь перед судом», «Дочь Альбиона», «Сапоги», «Хамелеон»)
1972 — Моя жизнь (Реж. Г. Никулин)
1973 — Плохой хороший человек (по повести «Дуэль»)
1975 — Каштанка
1976 — Театральные истории
1977 — Степь (Реж. С. Бондарчук; Мосфильм)
1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино (Реж. Н. Михалков; Мосфильм)
1977 — Смешные люди!
1977 — Чеховские страницы
1978 — Мой ласковый и нежный зверь (по повести «Драма на охоте», режиссер Э. Лотяну; Мосфильм)
1980 — Три года
1981 — Рассказ неизвестного человека
1982 — Скучная история
1983 — Поцелуй
1983 — Кое-что из губернской жизни
1983 — Человек в футляре
1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад (по мотивам рассказов «Жилец», «Из воспоминаний идеалиста», «Пари», «Неосторожность», «На мельнице», «Сапожник и нечистая сила»)
1984 — Злой мальчик
1986 — Дядя Ваня (Реж. Г. Товстоногов)
1987 — Очи чёрные
1988 — Чёрный монах
1990 — Лебединая песня
1990 — Ныне прославися сын человеческий
1991 — Палата № 6
1992 — Господи, прости нас грешных
1992 — Милостивые государи
1993 — Если бы знать
1994 — Ваня на 42-й улице
1994 — Колечко золотое, букет из алых роз (по повести «В овраге»)
1994 — Деревенская жизнь
1994 — Три сестры
1996 — Август
1998 — Чехов и Ко
2002 — Три дня дождя
2002 — Чеховские мотивы
2003 — О любви
2003 — Малышка Лили (La petite Lili)
2004 — Рагин (по повести «Палата № 6»)
2004 — Каштанка
2005 — Чайка
2008 — Пари
2008 — Сад
2008 — Стреляй немедленно! (по пьесе «Медведь»)
2009 — Палата № 6 (Реж. К. Шахназаров, А. Горновский; Мосфильм)
2009 — Беззаконие (мультфильм, режиссёр Наталья Мальгина)
2009 — Очумелов (мультфильм, режиссёр Алексей Дёмин)
2010 — Иванов (фильм, режиссёр Вадим Дубровицкий)
2010 — Белолобый (мультфильм, режиссёр Сергей Серёгин)
Театральные постановки
1979 — «Житейские мелочи» по рассказам А. П. Чехова в Челябинском государственном театре юных зрителей, инсценировка и постановка Геннадия Егорова. Спектакль награждён дипломом и премией на Всероссийском смотре спектаклей в ознаменование 120-летия со дня рождения А. П. Чехова.
-------------------
Чехов в музыке - напишу отдельное эссе.
http://proza.ru/2022/03/24/1736
Почему Чехов великий писатель
Зера Черкесова 2 https://proza.ru/2022/03/24/1736 Элис Мунро-нобел. лауреат 2013 за чеховский стиль (это к вопросу о мировом признании и эталонности чеховского стиля)
© Copyright: Зера Черкесова 2, 2022