За год до своего знаменитого «расемона» Акира Куросава снимает картину менее масштабную, но от этого не менее интересную «тихую дуэль». Вдохновившись пьесой Кадзуо Кикуты, Акира погружает своих героев в самые неприятные условия, а яркие эмоциональные терзания персонажей и вообще постановка фигур в кадре отсылают нас к некой театральности в происходящем, что можно заметить и в других фильмах японца. Сейчас такой подход к съёмке уже давно не используют, однако в фильмах Куросавы это ощущение, будто мы наблюдаем за спектаклем, а не за фильмом, добавляет яркость и выразительность действиям героев.
С первых кадров Куросава демонстрирует нам своё умение работать с кадром. Мы видим военного врача Кёдзи. Изнурённый количеством раненых солдат, он даже во сне не позволяет рукам опуститься, дабы продолжить исполнять свой профессиональный долг. Несмотря на слабость, доктор берётся за очередного бойца с ранением в животе. По ходу работы Кёдзи повреждает себе палец, однако операцию нельзя останавливать не на секунду, напряженность ситуации достигает своего апогея, а капли дождя, ударяясь о железный поднос, будто символизируют удары сердца пациента. По итогу солдата конечно удалось спасти, но раскрывается то, что Кёдзи во время операции подхватил сифилис от пациента, отчего и будет страдать до конца сюжета. Выходит, что только за время вступления Куросава смог в полной мере продемонстрировать нам предысторию и раскрыть характер главного героя, при этом вообще не прибегая к диалогам, а используя лишь визуальный ряд и динамичный монтаж.
Кёдзи — человек со стойкими принципами, готовый пожертвовать своими интересами во благо окружающих. Как в ситуациях, которые касаются профессии, когда терпит неуважение от пациентов, так и в личной жизни, когда отвергает Мисао даже не сказав о своей болезни. Конечно, сейчас этот поступок может показаться единоличным, Кёдзи можно сказать игнорирует её мнение, однако, узнав о сифилисе, Мисао могла бы остаться с Кёдзи до самого выздоровления, ведь она уже столько ждала возлюбленного из армии. Парень хотел дать ей возможность обзавестись здоровой семьёй и опирался исключительно на свою совесть. И такому правильному и альтруистически настроенному герою противостоит его антипод — Накаду. Если Кёдзи жертвует своими желаниями во благо других, отчего и страдает, то Накада наоборот из-за своего эгоизма подвергает опасности не только себя, но и окружающих его людей. Несмотря на всё свою неприязнь, Кедзи вынужден помогать Накаде, который этому ещё и сопротивляется.
Одной из целей Куросавы также было донести до зрителя проблему с венерическими заболеваниями в обществе. Взять сцену, где отец Кёдзи узнаёт о болезни сына, но ещё не знает о том, как тот заразился недугом. Несмотря на то, что Коносукэ знает о нравственности парня, первые его мысли уже допускают развратность Кёдзи. За это он конечно вскоре раскается, однако сцена, помимо того, что она отлично сыграна, демонстрирует то, как общество в принципе реагирует на венерические заболевания. Это что-то настолько постыдное, что зазорно даже идти проверяться, ведь неизвестно что о тебе подумают, если диагноз подтвердится. Что же, последствия такого мышления в полной мере отразились в персонаже Накады.
Стиль Акиры Куросавы сложно не узнать. Он мастерски владел игрой света и тени, делая изображения невероятно насыщенным и контрастным. Акира умел выстроить композицию так, чтобы максимально точно передать настрой происходящего, как пример — сцена, когда жена Накады узнаёт о болезни мужа. Персонажей можно было разместить как-угодно, но Куросава использует глубокий фокус, разделяя героев в пространстве, и тем самым оставляя каждого наедине со своими мыслями. Различные визуальные (пример — цветочная лоза на фоне сцен прогулок с возлюбленными, которая вянет по ходу сюжета) и звуковые метафоры (пример — капли дождя во время операции) также делают работы Куросавы уникальными. «Тихая дуэль» — это конечно не самая лучшая работа режиссёра, однако от этого она не перестаёт быть отличным фильмом и образцом того, как нужно работать с картинкой.