«И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, и сошёл, совершив жертву за грех, всесожжение и жертву мирную. И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господа всему народу. И вышел огонь от Господа и сжёг на жертвеннике всесожжение и тук; и видел весь народ, и воскликнул от радости, и пал на лицо своё» (Лев. 9:22–24).
В стихах 22–24 завершается рассказ о восьмом дне процесса посвящения. Приношения в тот день были кульминацией обрядов.
Стих 22. Новоосвящённый первосвященник, Аарон, благословил народ. По окончании жертвоприношений Аарон, выражая благословения, полученные в результате этих приношений, «поднял… руки свои, обратившись к народу, и благословил его». Идея, стоящая за подобными благословениями в Библии, не та, что обыкновенный человек мог наделять духовными и священными дарами благословляемых; она в том, что человек просил Бога благословить народ. Якоб Милгром говорит: «Благословение Аароном народа — это призыв к Богу о Его пребывании с ними [см. Исх. 20:24; 3 Цар. 8:55-61]». Благодаря его роли как Божьего посвящённого первосвященника и особенно его очищенному состоянию заступническая молитва о благословении непременно должна была быть услышана.
Никто не знает, что говорил Аарон в этом случае, но возможно, его слова аналогичны тем, что записаны в Чис. 6:24–26:
«Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Своё на тебя и даст тебе мир!»
Стихи 23, 24. Сам Бог продемонстрировал, что принимает скинию и священство, сделав так, что Его слава явилась народу.
Прежде чем явиться Божьей славе, Моисей и Аарон вошли в скинию. Включение этой детали может иллюстрировать, что Аарон был поистине введён в должность первосвященника. Моисей входил в скинию с момента её завершения; во время процесса освящения он действовал в качестве священника. Аарон же ещё не входил в скинию. В ней он будет исполнять свою самую важную работу как первосвященник. (Так же и другие священники будут исполнять свои самые важные обязанности внутри скинии). Поэтому его нужно было познакомить с её внутренней обстановкой, а общине нужно было своими глазами увидеть, что он (и его сыновья) имеет право входить в это святое помещение. Поэтому и вошли Моисей и Аарон в скинию собрания.
Ничего не говорится о том, сколько времени Моисей и Аарон пробыли в скинии. Некоторые предполагают, что там Моисей (пророк, законодатель и Божий представитель) давал дальнейшие наставления Аарону о том, чего Бог ожидает от него и других священников в отношении скинии. Возможно также, что они находились в скинии, общаясь с Господом и поклоняясь Ему.
Выйдя, оба руководителя благословили народ. Посредством этого совместного благословения до израильтян доносилась та мысль, что смена носителей священнических функций, которую они наблюдали, не приведёт к личной вражде или эгоистичным амбициям. Аарон ни силой, ни хитростью не отнял у Моисея права действовать в качестве священника. Напротив, оба брата были заодно в этой перемене в священнических делах и публично обозначили своё единство, вместе благословив общину.
В этот момент явилась слава Господа всему народу — в полном соответствии с Его обещанием. В 9:4, 6 Он сказал, что «явится» народу, если Ему сделают приношения, которых Он требует. Автор со знанием дела говорит, что «явилась слава Господа», а не «явился Сам Господь». Эта деталь согласуется с ветхозаветной концепцией, что Сам Бог не может (и не должен) быть видим человеческим глазом (см. Исх. 33:20). «Слава Господа» может означать что-то вроде облака и огня, через которые Бог ранее открывался народу (см. Исх. 13:21; 16:10; 40:34). За явлением «славы Господа» тут же последовал (или сопровождал) огонь с неба, который сжёг приношения на жертвеннике.
Это событие напоминает читателям и напоминало наблюдавшим его, другие события. Израильтяне, несомненно, пришли в благоговейный страх оттого, что Бог, который продемонстрировал Свою силу и могущество на горе Синай и слава которого наполнила возведённую скинию (Исх. 40:34), теперь выражал Своё принятие освящённого священства и скинии.
Какова была цель демонстрации Богом Своей славы в данном случае? Харрисон думает, что Божье присутствие ставило «зримую печать одобрения на только что завершённые обряды освящения». А Вудс в этом видит Господне признание: «Этим проявлением силы Господь ясно продемонстрировал Израилю, что принимает жертвы и священников, которые начали своё служение совершением жертвоприношений».
Стих 24. Увидев мощную демонстрацию Божьего присутствия, народ закричал и поклонился до земли. Их реакция говорила о радости от знания того, что Бог познал их и благоволит им, демонстрируя им Свою славу. Эта реакция также говорила о благоговейном страхе, потому что Бог, находившийся среди них, есть «огонь поедающий» (см. Исх. 24:27; Втор. 4:24; 9:3; Евр. 12:29). Совершенно очевидно, что Он может истребить кого и что пожелает. Поэтому народ «воскликнул от радости и пал на лицо своё» в страхе и благоговении, потому что находился в присутствии Бога всей земли.
#иудаизм #тора #религия #толкование библии #изучение библии