1 апреля по старому стилю (20 марта по новому) 1809 года родился Николай Васильевич Гоголь – классик русской литературы, неподражаемый мистик и большой ценитель готической архитектуры.
Николай Васильевич – автор мистических произведений, вдохновленных готическими романами, таких как «Вий», «Портрет» или сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».
А новгородская легенда о том, как владыка верхом на бесе летал была взята им за основу сюжета повести «Ночь перед Рождеством».
Интересно, что именно в готическом вкусе был выполнен старый деревенский дом в селе Васильевка Полтавской губернии, где будущий классик провел свое детство.
Здание позже было перестроено, но до нас дошли его рисунки, выполненные самим Гоголем. Архитектура и позже занимала не последнее место в жизни и творчестве Гоголя.
В 1835 году в сборнике «Арабески» была опубликована статья Гоголя «Об архитектуре нынешнего времени». Жизнь писателя была связана с Петербургом, а также Францией, Швейцарией, Германией, Италией.
В этой статье писатель рассуждает об архитектуре своего века и прежних эпох, и восхищается готикой. Вот некоторые цитаты из этого текста:
***
Готическая архитектура есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека… величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость – это такие достоинства, которых никогда кроме этого времени не вмещала в себе архитектура.
***
Могущественным словом Вальтер Скотта вкус к готическому распространился быстро везде и проникнул во всё. Еще не сделавшись великим, он уже сделался мелким: сельские домики, шкафы, ширмы, столы, стулья – всё обратилось в готическое.
***
Я предпочитаю потому еще готическую архитектуру, что она более дает разгула художнику. Воображение живее и пламеннее стремится в высоту, нежели в ширину. И потому готическую архитектуру нужно употреблять только в церквях и строениях, высоко возносящихся. Горе… если строение не перевысило по крайней мере вдвое своей ширины, если не втрое! Оно тогда уничтожилось само в себе.
***
Со мною согласится всякой, что нет величественнее, возвышеннее и приличнее архитектуры для здания христианскому Богу, как готическая.
***
Была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для Европы – и мы ее оставили, забыли, как будто чужую, пренебрегли, как неуклюжую и варварскую. Не удивительно ли, что три века протекло, и Европа, которая жадно бросалась на всё, алчно перенимала всё чужое, удивлялась чудесам древним, римским и византийским, или уродовала их по своим формам, – Европа не знала, что среди ее находятся чуда, перед которыми было ничто всё ею виденное, что в недре её находятся Миланский и Кельнский соборы и еще доныне чернеют кирпичи недоконченной башни Страсбургского мюнстера.
***
В готической архитектуре более всего заметен отпечаток тесно сплетенного леса, мрачного, величественного, где топор не звучал от века. Эти стремящиеся нескончаемыми линиями украшения и сети сквозной резьбы не что другое, как темное воспоминание о стволе, ветвях и листьях древесных. И потому смело возле готического строения ставьте греческое, исполненное стройности и простоты. И готическое и греческое получат от этого двойную прелесть.
Читайте также: Как объяснить загадочные готические рисунки в черновиках Достоевского?
Подписывайтесь на канал и открывайте Россию заново!