Личность великого писателя Франца Кафки (3 июля 1883 – 3 июня 1924) не менее загадочна, чем его творчество. Он ненавидел свою работу, но большую часть жизни отдал службе, он был трижды помолвлен, но так и не женился, он считал литературу смыслом жизни, но хотел предать сочинения огню… Так кто же на самом деле невротичный, застенчивый страховой агент из Праги, написавший легендарное «Превращение», ставшее своеобразным манифестом модернистов?
Доцент НИУ «БелГУ», кандидат филологических наук института межкультурной коммуникации и международных отношений Елена Шерстюкова рассказала о жизни, характере и о том, как научиться разбираться в творчестве одного из самых таинственных писателей XX века, прозванного королём литературного абсурда.
Жизнь человека, неспособного жить
Родился будущий писатель в Праге, которая в то время входила в состав Австро-Венгерской империи, поэтому Франц Кафка считается австрийским писателем. Его отец Герман Кафка был человеком крепкого склада – высокого роста и решительного характера.
– Отец будущего писателя выбился из бедности и этим очень гордился, – рассказала Елена Владимировна. – В собственной галантерейной лавке он торговал сукном.
Будучи человеком, который привык достигать своих целей, Герман Кафка проецировал собственные представления о жизни на своего сына, болезненного и нерешительного. В семье было шестеро детей: три мальчика и три девочки, но оба брата Франца не дожили до двухлетнего возраста. Отец стремился сделать из единственного наследника истинного дельца, похожего на себя. Но тот, когда вырос, даже стеснялся своего высокого роста и ходил сутулясь. Мать происходила из семьи пивоваров и не понаслышке знала, как нужно вести своё дело, ежедневно помогала мужу в лавке. Франц много времени был предоставлен себе, витал в мечтах и детских фантазиях, слившихся в необыкновенный мир, куда более интересный и манящий, чем реальность. По велению отца поступил на юридический факультет Пражского университета.
Трагедия будущего великого писателя заключалась в том, что жил он не по велению сердца: хотел бросить ненавистную работу страховым агентом и заняться любимым творчеством, но не мог. Даже заражение туберкулёзом не позволяло ему, в общем-то, хорошему специалисту, оставить кабинет агента. Произошло это в 1922 году, а через два года Франц навсегда покинет этот мир… Отношения с женщинами страшили Кафку. Он был помолвлен с тремя девушками, но так и не женился. Знакомая журналистка Милена Есенская в одном из писем называла Франца «человеком, неспособным жить».
Эпоха противоречий
Писатель жил накануне и в период Первой мировой войны. По словам Елены Шерстюковой, это было время отчаяния, хаоса, слома старых ценностей.
– Атмосфера этого времени накладывает отпечаток на творчество Франца Кафки,– сообщила Елена Владимировна. – Его произведения всегда будут актуальны и вызывать массу споров и толкований потому, что Кафка работает символами, а символ всегда стремится к обобщению, превосходит задуманное автором и живёт самостоятельно, извлекая смыслы из бессознательных пластов психики.
Доцент НИУ «БелГУ» обращает внимание на то, что и сегодня на стыке веков можно наблюдать «обезличивание» человека, так называемый трансгуманизм.
Особенность письма как умение разговаривать с читателем
Писатель страдал бессонницей и работал в тишине. Елена Шерстюкова рассказала, что Кафку причисляют к ряду модернистов, тексты которых «сложно понять с наскока».
– Франц Кафка в отличие от других модернистов – Пруста и Джойса – пытается исследовать макрокосм, который перемалывает судьбы «маленьких» людей. Обезличенный мир легко «расправляется» с беспомощным человеком, – подчеркнула преподаватель.
Герои Кафки – тоже безликие, чем-то похожие на агента Смита из фильма «Матрица», которые ревностно охраняют свою систему. Что касается ключевых мотивов в творчестве Кафки, то среди них главенствует мотив вины. По словам доцента НИУ «БелГУ», слава пришла к писателю после смерти. Наверное, единственным отблеском признания, стала прижизненная публикация знаменитого «Превращения». Романы «Процесс» и «Замок» опубликовал его друг Макс Брод.
– Интересно то, что ни один из этих романов Франц Кафка не дописал, – сообщила Елена Владимировна. – К примеру, «Процесс» компоновал Макс Брод, и неизвестно, каким бы мы знали этот роман, если бы сам автор по своему усмотрению выстроил его.
По мнению лектора, творчество Кафки – это трагедия через повседневность, а логика – через абсурд. Безусловно, не всё из жизни писателя стало явным, а, значит, в будущем исследователи сломают много копий, пытаясь разгадать тайны его характера и символы, которые живут в произведениях.
Текст подготовил Евгений Толмачёв