Найти тему
Валерий Грачиков

«Апельсиновая» крепость разрушенных надежд

Есть в российской глубинке небольшой городок Чаплыгин. Хоть он и небольшой, но весьма интересен, так как чересчур много знаменитых людей оказались связаны с ним. Причем почти все эти знаменитые люди были совсем не рады такой непрошеной с их стороны связи.

Начиналось все как нельзя весело. И городок этот назывался вовсе не Чаплыгин. В 1703 году государь Петр Алексеевич по дороге в Воронеж завалился на недавно пожалованную своему закадычному другу Меншикову дачу. Дачу Данилыч отгрохал «скромную», Корнелий де Бруин, принимавший участие в той поездке, рассказал, что дача имела 46 спален на втором этаже и 14 на первом.

И хотя самого Меншикова в той поездке с царем не было, это не помешало устроить в этой его даче славную гулянку «Всепьяннейшего собора». Между возлияниями «протодьякон Питирим», как называл себя среди собутыльников "Собора" Петр, решил, что в этом месте следует быть городу, а при городе - крепости под названием Ораниенбург. По одному мнению - в честь апельсинов, по другой - просто в честь немецкого города в Пруссии.

-2

В любом случае Данилыча обрадовали тем, что в его вотчине появился новый город, в котором следует устроить классическую бастионную крепость. Зачем она была нужна посреди России - не очень понятно. Но Меншиков царские приказы не обсуждал, а выполнял. Поэтому крепость отстроили и около нее стал постепенно разрастаться городишко, который официально назвали Ораниенбургом. В просторечии он постепенно превратился в Раненбург, а потом его и в официальных документах стали называть именно так. Примерно с середины XVIII века.

И, конечно, Данилыч даже самом страшном сне не мог себе представить, что в один прекрасный день он, светлейший князь, академик Британской академии, генералиссимус и даже «наследный господин Арининбургский и Батуринский» окажется в стенах этой самой «Арининбургской»-Ораниенбургской-Раненбургской фортеции не как ее хозяин, а как ссыльный. Но это случилось в 1727 году, когда Долгоруковы смогли настроить против Меншиков мальчишку-императора Петра II.

-3

И с ноября 1727 по апрель 1728 года бывший «полудержавный властелин» сидел под охраной в крепости Раненбурга, став первым сиятельным ссыльным в этих краях.

Интересно, что против Меншикова так и не смогли ничего накопать в юридическом плане - никакой измены, хищений и казнокрадства следователи ему так всучить и не смогли, с бумагами у Данилыча все было просто прекрасно, несмотря на то, что в истории он остался "неграмотным". Интересно, как это неграмотный вельможа смог соблюдать такой порядок в бумагах, что на него при его активной государственной деятельности и глобальном воровстве ничего накопать не смогли.

Данилыч в итоге отправился в Берёзов. Но Раненбург пустовал недолго. Потому что следом сюда заехал в ссылку под арест один из тех, кто спихнул Меншиков. Дело в том, что Анна Иоанновна определила в Раненбург князя Сергея Григорьевича Долгорукова. Он просидел в крепости до 1735 года, пока ему не выпросили прощение.

Правда, параллельно в Берёзове арестовали за пьяную ругань Анны Иоанновны ссыльного князя Ивана Долгорукова. И тот на дыбе в ходе следствия рассказал про подложное завещание Петра II, которое пытались протащить Долгоруковы. После чего Сергей Григорьевич отправился под следствие и на плаху.

А в крепость Раненбурга в январе 1744 года въехали новые «жильцы». Захватившая власть Елизавета Петровна отправила сюда в ссылку свергнутого Иоанна Антонович, его мать Анну Леопольдовну и отца Антона Ульриха. Брауншвейгское семейство перевели сюда из Риги и продержали около полугода, после чего было принято решение отправить опасных пленников еще дальше - на север, в Холмогоры.

Вот и получается, что «Апельсиновая крепость» Раненбург стала местом крушения надежд и карьер для одного российского императора, одной правительницы, двух генералиссимусов и дипломата из одного из самых знатных родов империи.