Найти тему
Журнал —ИМЕННО.

Самый драматический спектакль Театра танца Саши Кукина снова на сцене

Автор: Эвика Сивакова

Фотографии предоставлены Театром танца

Пластический спектакль «Обладание», сочинённый в далёком 2010 году под сильным воздействием песни «Kids will be skelletons» («Дети будут скелетами») шотландской пост-рок группы «Mogwai» не так давно возродился в новом составе. Саша Кукин, известнейший хореограф и первопроходец современного танца в России, когда-то услышал эту музыку и у него родилась идея через танец рассказать о детях из низшего социального класса, проживавших в Атлантик-Сити в начале XX века.

Дети, по природе своей достаточно уязвимые, в сюжете этого спектакля беззащитны вдвойне: потому что не только не имеют никаких прав, но даже самого элементарного – хоть каких-нибудь материальных благ. Соответственно они вынуждены обеспечивать себя путём нехитрого заработка; к примеру, чисткой обуви или распространением газет. Сто лет назад в Америке таких детишек именовали  «ньюзи».

Острый социальный конфликт сделал постановку драматически напряжённой, а ведь драматургия в обычном понимании слова далеко не всегда является обязательной частью в работах Кукина. Драматизм возникает сразу, когда на условном мосту мальчик-ньюзи встречает девочку, а затем они сталкиваются с обеспеченной парой европейцев, проезжающих в коляске. Символика моста очевидна – место соединения двух миров, сытого и голодного, хозяина и раба (по сути эти несчастные дети были вещью, ими только обладали-пользовались-списывали).

Для ещё более глубокого погружения в тему Саша Кукин использует различную фото- и видеохронику, которая не просто иллюстрирует драматический конфликт, но и художественно рифмуется, добавляет смыслы. То есть на экране зрители видят кроме детей-работяг, отснятых на камеру фотографом Льюисом У. Хайном, серию архивных материалов 1865 года, где казнях тех, кто покушался на Авраама Линкольна, а следом – фотография детей в окопе уже в Лондоне 1941-го.

-2

Прекрасные костюмы, придуманные Сергеем Ларионовым, дают очертания конкретного исторического контекста, не нарушая определённой документальной стилистики. При этом они так искусно сделаны, что нисколько не мешают ни движениям артистов, ни детальному зрительскому любованию танцем. В целом логика спектакля так естественно соткана из различных перекличек, столкновений-слияний (или невозможность слияния, как это бывало в произведениях другого великого хореографа Пины Бауш), что зрители уходят наполненными как красотой танца и прочей визуальной материей, так и вопросами о взаимоотношениях взрослых и детей, в первую очередь – живых, сегодняшних.

Напомним, что труппе Саши Кукина исполнилось 30 лет и за это время было сделано очень много всего. Автор «Обладания» считает эту постановку одной из своих лучших работ, именно поэтому он её восстановил. Молодым танцовщикам, как мне кажется, удалось передать зрителям энергию и замысел их мастера.  Спектакль хоть и компактный по времени, но объёмный по наполнению.

-3

В ближайшее время зрители смогут увидеть «Обладание» на сцене театра «Плоды просвещения» (в здании ТРК «Гранд Каньон») 8 апреля и 13 мая.