Найти в Дзене
Правила жизни

Объективная философия: история гуру советской стрит-фотографии Всеволода Тарасевича и его пленки

Кто в России представляет один из самых демократичных и в то же самых сложных жанров— стрит-фотографию? Оказывается, если присмотреться, можно увидеть множество различных подходов и пониманий этого явления — от репортажного до философского.

Всеволод Тарасевич — самый разносторонний из классиков советской фотографии, в течение карьеры не раз радикально менявший свой художественный язык. В 1950-х годах Тарасевич — один из главных фоторепортеров в стране, он работает в АПН (агентстве печати «Новости»), а его снимки публикуются в крупнейших изданиях — «Огонек», «Советский Союз», Soviet Life.

Из серии «Невский проспект». Ленинград, 1965. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Из серии «Невский проспект». Ленинград, 1965. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Стоит понимать специфику фотографической иллюстрации тех лет: чаще всего журнальные очерки рисовались еще в редакции, притом рисовались в буквальном смысле: придумывались сюжеты, карандашом набрасывались схемы кадров, художник даже мог заранее дать фотографу компоновку его кадров на журнальных полосах. После этого перед фотографом стояла задача найти нужные типажи и организовать соответствующую обстановку — конечно, ни о каком пойманном «решающем моменте» речь и не шла.

«Моральный кодекс строителя коммунизма». 1964. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
«Моральный кодекс строителя коммунизма». 1964. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Однако к концу 1950- х в советской фотографии намечаются серьезные изменения. В первую очередь связанные с политической обстановкой — хрущевская оттепель и курс на десталинизацию, обозначенный на ХХ съезде КПСС, требовали нового визуального языка, более динамичного и живого. В СССР показывают работы актуальных западных художников (в 1956 году в ГМИИ с успехом проходит выставка Пабло Пикассо, а в 1959-м — на Американской выставке в Сокольниках зрители увидели картины Марко Ротко и Джексона Поллока) и фотографов. В страну регулярно приезжают репортеры из Magnum Photos — Анри Картье-Брессон, Эллиотт Эрвитт, Корнелл Капа.

На стоянке детского такси «Карапуз». Архангельск, 1960-е. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
На стоянке детского такси «Карапуз». Архангельск, 1960-е. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Всеволод Тарасевич стал одним из первых советских фотографов, заразившихся новым видением — движением к освобождению от однотипных сюжетов и набивших оскомину композиционных и световых решений. Сам фотограф очень точно описывает момент внутреннего перелома: «В журналах появлялись многочисленные работы "под репортаж". В те же поставленные или разыгранные сюжеты стали вводиться случайные детали, в кадре появлялись нерезкие крупные пятна, смазанное движение и прочие "шумы", как называл подобные штучки один из фотографов. Шумы должны были служить доказательством съемки "по ходу". Перестройка шла медленно. Говоря о себе, должен признаться, что в какой-то период я оказался солдатом без оружия. Снимать как прежде уже не мог, а как хотелось — еще не умел».

Мужчина с пуделем. 1965. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Мужчина с пуделем. 1965. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Перестроившись, Тарасевич становится главным выразителем оттепели в фотографии. Его умение снимать событие в динамике, эмпатия и дар передавать атмосферу происходящего прекрасно соответствуют новому времени искренности, раскрепощенности и нетерпимости к фальши, а съемки ночного Ленинграда Тарасевича стали такой же визитной карточкой российской фотографии, как цикл «Ночной Париж» Брассая — французской.