Найти тему

АКМЕИЗМ VS СИМВОЛИЗМ: ЧТО ЛУЧШЕ?

Символизм – направление в искусстве конца 19 века, представители которого стремились выражать общие идеи красоты и вечности в символах.

Главная особенность символизма в литературе (как и в музыке и живописи) – недосказанность, наличие тайны, обобщенные образы без конкретики. Поэты-символисты искренно верили, что с помощью музыки стиха смогут выразить нечто непознанное и недоступное обычному человеческому уму. Отсюда – смелые и дерзкие эксперименты со словом, звуком, рифмой и, наконец, содержанием, которое понятно далеко не каждому читателю.

Константин Бальмонт утверждал, что символизм проникает в таинственные глубины мироздания, которые выражаются в образах, полных света, звука и тайны. Представители данного направления сознательно отказывались от конкретики и стремились постичь нечто иррациональное в жизни вообще и в своей душе – в частности.

Символизм по-своему интересен и при первом знакомстве производит довольно сильное впечатление. Стихотворения Иннокентия Анненского, Валерия Брюсова, Александра Блока, Константина Бальмонта весьма причудливы, изысканны и изящны и способны поразить воображение даже самого искушённого читателя. Но по мере погружения в их отвлеченную символику, которую они лишь красиво выражают, но не объясняют, у рядового читателя может возникнуть чувство недоумения. Даже самый утонченный эстет не в состоянии долго оставаться в мире зыбкой и туманной поэзии, лишенной конкретики и ясного, конструктивного взгляда на мир.

Возможно, акмеизм возник именно как реакция на недосказанность и неопределенность символизма. Поэты-акмеисты пошли на другую крайность: отвлеченной форме они предпочли предметность и конкретику в их крайних формах. Николай Гумилев, Анна Ахматова, Сергей Городецкий – в отличие от своих предшественников – сделали ставку на максимально правдивое изображение вещей и явлений окружающей действительности и считали такую поэзию способом для духовно-нравственного возрождения человека.

По сравнению с символизмом акмеизм кажется прозой жизни, зато он имеет одно важное преимущество перед своим предшественником: ясность и внятность лирики без всяких намеков на тайну. Акмеизму не хватает легкого флера загадочности, но все равно он ближе среднестатистическому читателю, чем отвлечённый символизм. Впрочем, на вкус и цвет товарищей нет, и немало читателей предпочитает Блока – Ахматовой.