Авторский материал
Представляю Вашему вниманию "Диораму по мотивам фото Г. Коновалова. «Развозка продовольствия по магазинам. Ленинград, 1942 г.", выполненную в масштабе 1:43. Работа выполнена Выполнена Михаилом Кужимом. Материал: полистирол, бумага, ткань, дерево. А также описание того, как было в бытность то, что показано на диораме.
Прежде всего, краткая информация по паровозу серии «Ь» треста «Лентрамвай»:
Паровоз типа 0-2-0 был построен на Харьковском паровозостроительном заводе по собственному проекту, во многом конструктивно схожим с типом 0-3-0 (проект 2345), который до 1918 года был самым распространённым паровозом на путях промышленных предприятий Российской империи. В частности, в 1904 году один такой паровоз поступил в Санкт-Петербург на вагоностроительный завод. В 1913 году Северо-Западные железные дороги передали Путиловскому заводу паровоз, который с 1924 года работал на «Оранэле» ,а с 1928 года – в тресте «Лентрамвай» под служебным номером «11». Паровоз использовался для маневровых работ на участках, где отсутствовала контактная сеть, а в годы блокады, когда напряжение в ней отсутствовало – как единственная тяговая единица для доставки материалов и продовольствия. Обслуживала паровоз бригада под руководством машиниста Н.С. Кузьмина.
В послевоенное время паровоз использовался для восстановительных работ в трамвайной инфраструктуре городе. Точных данных, в какое время этот локомотив был исключён из инвентаря, на сегодняшний день нет.
Изначально диорама задумывалась в более масштабном виде, где предусматривался фрагмент проезжей части и зданий на заднем плане. Разместить её предполагалось на временной выставке «Блокадный маршрут», что открылась в Музее обороны и блокады в 2013 году. Однако, в силу различных причин на выставке были представлены только модели трамвайного поезда МС+ПС. Выбор масштаба (1:43, самый распространённый для любителей масштабных автомобилей) обуславливался её возможным «расширением» с установкой моделей автомобилей того периода.
Основной проблемой при её изготовлении был поиск материалов собственно по паровозу, изображённому на фотографии. Поработав некоторое время в фондах Музея обороны и блокады (благодаря живому участию в этом процессе научного сотрудника музея Д. Сотчихина) и изучив фотографии, было принято решение, что наиболее оптимальным вариантом будет воспроизведение по фотографии Георгия Фёдоровича Коновалова(1911 – 1993), несмотря на то, что паровоз с платформами попадал в кадр также и на фотографиях Бориса Борисовича Васютинского (1905-1983). Следует отметить, что главный «герой» будущей диорамы вообще очень редко попадал в кадр. По информации из книги «Ленинградский трамвай. 1941 – 1945». СПб, Лики России, 1995 г. Стр. 90-91 «На трамвайных рельсах…паровоз.»
- стр. 90. Фотограф Б. Васютинский. На Загородном проспекте. Октябрь 1942 года,
- стр. 91. На улице Стачек. Октябрь 1942 года,
- стр. 91. Фотограф Б. Васютинский. Рабочие Кировского завода возвращаются с работы.
Могу сказать, что желание изготовить эту модель впервые возникло еще в детстве, после прочтения книги Я. Годеса «Этот новый старый трамвай», и вот эта места воплотилась в жизнь спустя много лет. Этому способствовало также и изучение некоторых архивных материалов «Горэлектротранса», которое началось с книги бывшего начальника трамвайно-троллейбусного управления Ленгорисполкома М. Х. Сороки – «Фронтовой трамвай», где автор упоминает не только то, что паровоз в тресте «Лентрамвай» был один, но и приводит весьма характерный эпизод с поиском для него комплектующих(стр. 58): «…. Просил у начальника вагонного участка №8 Окт. ж.д. И. А. Завьялова несколько бандажей для нашего паровоза (имелся у нас и свой локомотив!)…». Далее Михаил Хрисанфович пишет (стр. 71): «..вагоны двигались при помощи нашего единственного паровоза, которым управляла бригада машиниста Н.С. Кузьмина. Двигались по ночам и успевали до рассвета сделать несколько рейсов.» В виде пояснения к первому замечанию: информация об имеющихся тогда в наличии типах бандажей ( книга «Вагоны». Проектирование, расчёт, конструкции и динамика вагона. Под общей редакцией С.Р. Дадыко. М., Трансжелдориздат, 1937 г. стр. 77-78). На тот момент имелись бандажи с диаметрами по кругу катания 1050 мм (внутренний диаметр – 900 мм) и диаметром по кругу катания 950 мм(внутренний под колёсный центр – 800 мм).Тогда пассажирский парк переходил на безбандажные колёса и вполне вероятно, что руководство депо могло передать или продать что-то из задела бандажей коллегам. В источнике не упоминается, удалось ли тогда получить бандажи…
Вопрос этот принципиальный вот по какой причине. Дело в том, что профиль бандажа для обычного железнодорожного подвижного состава и трамвая различался значительно. Нормальная эксплуатация паровоза, рассчитанного изначально на движение по железнодорожным путям, не могла сохраняться без обточки колёсных пар под требования стандарта трамвайного движения. Кроме того, далеко не каждый локомотив «железнодорожного» типа мог вообще работать на городских трамвайных путях: радиус кривых, габарит приближения строений также требовал особой конструкции как вагонов, так и локомотива. В нашем городе эксплуатировались паровые трамваи – на Невской линии и линии по Сампсониевском проспекту в сторону Озерков. По сути – тот же двухосный паровоз, только с определёнными конструктивными отличиями.
Примерно схожие с трамвайными требования по габариту и минимальным радиусам кривых предъявлялись и к так называемым промышленным локомотивам, то есть локомотивам для обслуживания производственного процесса заводов, фабрик, портов и т.п. Такие паровозы выпускали отечественные заводы – Коломенский, Невский, Харьковский… Нередко такие паровозы заказывались и на заграничных заводах. Общими у всех таких машин были осевые формулы 0-3-0 или 0-2-0, отсутствие тендера, так запасы топлива (угля или нефти) размещались в специальных ёмкостях слева и справа от котла(потому такие паровозы и получили название «танк-паровозы»), а запасы воды – в междурамном водяном баке. Так как участки обращения таких паровозов по заводским территориям были невелики – топлива и воды хватало на целую смену. В военное время, когда запасы угля были ограничены, паровоз мог отапливаться дровами (хотя и с ними довольно скоро возникла проблема и порой на дрова разбирали старые жилые дома)..
Для перемещения трамвайного подвижного состава паровоз оборудовался специальными сцепными приборами трамвайного типа, которые, как правило, устанавливались силами парков и мастерских. В некоторых городах оборудованные таким образом паровозы называли «хлебными», так как основным их предназначением было доставлять платформы с мукой от пристани к пекарням.
К сожалению, точно атрибутировать паровоз, что попал на Оранэлу, а затем – в «Лентрамвай» пока не представляется возможным. Неизвестен его год выпуска и заводской номер, неясно, в каком году он был исключён из инвентаря.
На послевоенных фото из архива ГЭТ можно увидеть, что этот паровоз впоследствии работал в хозяйственном движении при восстановлении трамвайной инфраструктуры бывшей Оранэлы.. Внешний вид претерпел незначительные изменения, в частности, на дымовой коробке появился прожектор.. Кстати, по информации известного историка ленинградского трамвая В. Валдина, на трамвайных путях работали также бывшие паровики с Невской линии( после электрификации последней) и паровозы серии О (различных индексов) – на территории грузового парка. Вполне вероятно, что именно они осуществляли перевозки грузов через Володарский мост в годы блокады.
По данным классического исследования В.А. Ракова «Локомотивы и моторвагонный подвижной состав»(стр. 512): танк-паровоз 0-3-0 Харьковского завода (проект 2345), выпускались с 1901 по 1916 г. В частности, поставки паровозов в наш город распределялись таким образом:
- 1903 г – 1 шт Адмиралтейский Ижорский завод;
- 1909 г – 1 шт Адмиралтейский Ижорский завод;
- 1912 – 1 шт. инженер Чаев, 1 шт – инженер Шильдгауер;
1913 г. – 2 шт – Русское артиллерийское общество, 1 шт – Русско-Балтийский судостроительный завод; 1 шт – Олонецкая ж.д. (№161);
1915 г – 1 шт. Обуховский завод, 4 шт. – Путиловский завод, 1 шт. – Олонецкий угольный бассейн;
1916 – 1 шт. Завод «Феникс»(Будущее ЛСПО им. Свердлова);
До 1918 г. танк-паровозы 0-3-0 Харьковского завода были самыми распространёнными на путях промпредприятий. Всего было построено около 60 паровозов.
Краткие технические характеристики паровоза проекта 2345 таковы:
- масса в рабочем состоянии – 30 т;
- длина по буферам – 8120 мм;
- колёсная база по крайним к/п – 2500 мм(в варианте 0-2-0 средняя колёсная пара отсутствовала);
- диаметр движущих колёс – 970 мм;
- диаметр цилиндров – 350 мм;
- ход поршня – 550 мм;
- испаряющая поверхность нагрева – 60,3 м2;
- площадь колосниковой решётки – 1,3 м2
- давление пара – 10 кг/см2;
- наибольшая допускаемая скорость – 41, 2 км/ч
Но харьковский завод выпускал и паровозы 0-2-0 собственной конструкции, отдельные узлы и детали которого были унифицированы с проектом 2345.В частности, в 1904 году один паровоз поступил в СПб для вагоностроительного завода. Без учёта паровозов для собственных нужд, Харьковский завод построил 14 шт. 0-2-0. (Раков, стр. 498). Однако, это был не единственный тип маневровых харьковских паровозов – существовали также «меньшие» собратья: двухосные паровозы в серии «Ь». Конструктивно они были схожи с проектом №2345(котёл, машина, экипаж, конструкция рамы) и выпущено их было 15 шт. Именно одна из таких машин и воспроизведена на диораме. На старом фото хорошо видно, что на боковых площадках паровоза размещались ёмкости с осевым и цилиндровым маслами, а над кожухами угольных ящиков - сложены «про запас» дрова…
С прообразом платформ для диорамы дело обстояло проще. Опять-таки при помощи сотрудников музея ГЭТ удалось снять размеры с реставрируемой там двухосной платформы и изготовить полные рабочие чертежи модели. С вариантами груза тоже возникали определённые разногласия. Существовало вполне обоснованное мнение, что на платформах перевозили мешки с песком для укрепления оконных проёмов первых этажей городских зданий, или для литейных производств, которые работали в Ленинграде для нужд фронта… Достоверной и подтверждённой другими источниками информации о том, что же попало в легендарный кадр, нет. Поэтому были воспроизведены 50-кг мешки, в которых возили муку со складов к пекарням. Вполне возможно, что своего исследователя ещё ждёт эта тема – когда, на какие расстояния и с какой периодичностью старый паровоз трудился на трамвайных рельсах несломленного города…
В процессе поиска материалов по тематике диорамы огромную пользу оказали В. Валдин, М. Величенко, А. Никольский(+), К. Нюквист, И. Тимофеев, за что им огромное спасибо(к сожалению, Александра Сергеевича с нами уже нет...)
Материалами для изготовления диорамы послужили пластик(полистирол), дерево, картон и металл. Большую часть времени в процессе изготовления заняли проектные работы: облик паровоза прочерчивался постепенно, с использованием большого числа специальной литературы. Немало времени было потрачено и на исследование подобных машин, проходящих капитальный ремонт на участке ООО «Ретро-Сервис», что на территории локомотивного депо Санкт-Петербург Сортировочный Московский. Определённая унификация соблюдалась на протяжении долгих лет, так что особых ошибок в воспроизведении отдельных деталей мало.
Стоит заметить ещё одну тонкость. С момента появления паровоза как локомотива, в его конструкции использовались самые различные виды парораспределения. Иными словами, чтобы обеспечить работу двухцилиндровой паровой машины однократного расширения, работающей на насыщенном паре, требовался специальный механизм, обеспечивающий впуск и выпуск пара. Они носили названия по имени изобретателей – Стефенсона, Аллана, Маршалля, Гуча, Джоя, Вальсхарта, Гейзингера….На описываемом нами образце применялось кулисное эксцентриковое распределение Аллана, которое нигде более у нас в стране уже не встретить. Его применяли на узкоколейных паровозах, или паровозах промышленного транспорта. Самой ближайшей страной, где такие паровозы сохранились и находятся в работоспособном состоянии, была Финляндия. Там, на участках музейной узкоколейки Минкиё – Йокиойнен, мне посчастливилось тщательно изучить конструкцию этого механизма, поэтому на модели он воспроизведён с достаточной точностью.
Канал "ПАНТОГРАФ". Материал предоставил Сергей Баричев.
#трамваи #паровоз #моделизм #диорама #железнодорожный моделизм
#трамвай #ленинград #творчество #история ленинграда #хобби и увлечения