Впервые о первобытном искусстве бело заявлено с открытия Марселино де Саутуола пещеры Альтамира в 1879г. До этого люди даже не догадывались о существовании искусства древнее древнеегипетского и кельтского.
Марселино де Саутуола открыл для себя эту пещеру в 1875г., но не заметил в ней ничего примечательного. Но в 1879г, когда он снова очутился там, его девятилетняя дочь, случайно взглянув на потолок, увидела изображения бизовов- теперь они известны как «Большой плафон» Альтамиры. Год спустя де Саутуола заявил, что изображения стоит отнести к палеолитическому времени.
Уже в 1878г. были открыты изображения в пещере Шабо, в 1895г. Ривьер открыл гравюры в Ла- Мут и в Пэр- нон- Пэр во Франции.
В 1897г. открыта пещера Марсула.
В 1901г. исследователи Брейль и Капитан опубликовали рисунки пещер Фон- де- Гом и Комбарелль.
В Испании были обнаружены изображения в пещерах Кастильо, Пасьега, Коваланас, Хорнос- де- Ла- Пенья; во Франции- Тейжа, Бернифаль, Ла- Грез, Нио, Гаргас, Тюк-д’Одубер, Труа- Фрер, Портель, Ляско (1940), Руффиньяк (1956), Коске (1991) и Шове (1997)
А так же другие открытия: в Каповой пещере на Урале (1959), Хоит- Цэнкер- Агуй в Монголии (1972)
Ученые по разному интерпретируют найденные в пещерах изображения, существует множество гипотез вот некоторые из них:
1.Распростараненной гипотизой о происхождении искусства является “Магическая” такой теории придерживались Э. Тейлор, С. Рейнак, А. Брейль, С.Н. Замятнин, А.С. Гущин и другие.
Исходя из трактовки теории искусство создавалось в ходе отправления магических обрядов,- чаще всего его связывают с охотничьей магией.
2.Гипотезой можно назвать “Мифологическую”, она пораждена той же логикой , что и “Магическая” и, по сути дела, является её продолжением. Предложена она французским археологом и антропологом А. Леруа- Гураном. Сторонники этой гипотезы пришли к выводу: все палеолитические изображения имеют мифологическое содержание. Почему же её считают продолжением “Магической ” гипотезы ? Дело в том, что по логике, если есть магический ритуал, то должна быть и какая-то метафизика, трактующая суть ритуала.
3. “Компенсаторная” гипотеза. Авторы этой гипотезы предполагают,что содержание древнейших изображений было пораждено стремлением подростков- кроманьонцев к овладению тем, что в действительности было для них недоступно (это изображения женщин, так же фигурки женщин, силуэты животных). Изображения объектов вожделения- а некоторые ученые рассматривают это как палеолитическую порнографию,- и манипуляции, произведенные над ними, компенсировали выключенность из сфер сексуальной и охотничьей жизни.
4.Гипотеза “Демонстрации трофеев”. Авторы уверены, палеолитическое искусство развивалось как средство для демонстрации мужчинами своих охотничьих и сексуальных успехов. Это должно было демонстрировать их пригодность и способствовало повышению статуса мужчины.
5.Экологическая или демограическая.
С настулением ледняка ,сокращением ресурсов и территории обитания человек начинает взаимодействовать с другими людьми /племенами . Чтобы показать что они не враги друг другу, начинают изображать своих женщин и всех животных которых видели на своем пути.
6. Гипотеза “Информационного взрыва”. Авторы исходят из того, что в палеолите люди увидели необходимость выработки средств для хранения и передачи культурной информации. Эта самая отдалённая от истины т.к. она игнорирует многие очевидные вещи.
7.”Искусство для искусства” или “Игровая” гипотеза. Согласно этой гипотезе, люди полеолитической эпохи создавали изображения в часы досуга просто ради удовольствия и не имели под этими изображениями никакого глубокого смысла.
Как вывод, следует отметить, что ни каким образом нельзя отрицать появления искусства ,но ученые никогда не смогут найти единую гипотезу, т.к. письменных источников настолько ранннего периода просто не существует. Но каждая из предложенных гипотез имеет под собой определенную логику и отрицать какую либо из них было бы глупо. При этом мы так же можем вырабатывать свои гипотезы и никто не станет их оправергать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гомбрих, Э. История искусства / Э. Гомбрих. – 16-е изд. – Москва : Изд-во АСТ, 1998. – 257 с.
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. – 2-е изд. – Москва : Искусство, 1989. – 318 с.
3. Жермен, Б. История истории искусства / Б. Жермен. – Москва : Прогресс – Культура, 1994. – 528 с.
4. История зарубежного искусства : учеб. пособие для средних худжественных заведений / М.Т. Кузьмина [и др.] ; под общ. ред. Н.Л. Мальцевой. – Москва : Искусство, 1971. – 355 с.