Большая часть коллекции «Эрьзя-центра» — малоизвестные работы Степана Эрьзи аргентинского периода, о существовании которых не подозревали иногда даже ярые почитатели таланта скульптора.
Эрьзя прожил в Аргентине 23 года, здесь он познакомился с новым материалом — деревьями кебрачо и альгарробо, и именно эти деревья стали импульсом, вдохновившим мастера на создание новых работ.
Почти четверть века — серьезный срок. Степан Дмитриевич много работал в Аргентине, сумев возвести дерево к невиданным ранее высотам!
«Поразительно, что никто из наших скульпторов не додумался работать с кебрачо. Поздравляю сеньор Эрьзя. От души!» — с такой речью обратился к скульптору аргентинский президент Иполито Иригойен, впервые увидев работы «русского Родена» на выставке в Буэнос-Айресе.
В Аргентине Эрьзя создал «Моисея», портреты Льва Николаевича Толстого, Бетховена, Микеланджело и Александра Невского, «Танец», «Леду и Лебедь» и многие другие известные работы. Но большое количество работ остались в частных коллекциях, запасниках музейных собраний, судьба других работ и вовсе неизвестна!
В коллекции, представленной в «Эрьзя-центре» собраны уникальные слепки ранее неизвестных, забытых работ.
К таким произведениям, к примеру, относится Санта Тересита.
Фигура Святой Терезы, выполненная Эрьзей в 1936 году из белого кебрачо.
Эта работа более 70 лет простояла в капелле Святой Терезы при Доме театра в Буэнос-Айресе.
Степан Дмитриевич изготовил работу по просьбе Регины Пачини, жены президента Аргентины, оперной певицы и меценатки.
Сеньора Пачини занималась благотворительной деятельностью и основала в Буэнос-Айресе Дом театра и фонд поддержки ветеранов сцены.
Для одного из благотворительных аукционов скульптор и создал образ Святой Терезы — покровительницы больных туберкулезом детей.
По окончании аукциона Эрьзя передал скульптуру в дар капелле, где она и хранилась долгие годы.
Надо отметить, что скульптура Святой Терезы особенно почитается аргентинцами и является предметом гордости капеллы.
Когда директор Дома театра Линда Перес обратилась в Международный фонд искусств им.Эрьзи с просьбой о реставрации работы, ответ не заставил себя долго ждать.
В 2018 году реставратор фонда Александр Толокин провел необходимые операции по спасению работы и сделал чудесный слепок, благодаря которому теперь и в Москве можно полюбоваться этой изящной, трогательной скульптурой.
Слепок выполнен из тонированного гипса, но благодаря мастерству и филигранности исполнения, при взгляде на нее возникает ощущение тепла и естественности, как от дерева.
Не забывайте, что посмотреть на «Санту Тереситу» и еще массу интересных работ из коллекции фонда можно в «Эрьзя-центре» на Автозаводской, 1.