Стоит ли маленькому бизнесу выходить на маркетплейс или лучше начать с соцсетей? Разбираем за и против.
Где вообще можно торговать в интернете
Самое традиционное решение — свой #интернет-магазин, который полностью принадлежит владельцу. Еще можно продавать через группы и бизнес-страницы в соцсетях, например, ВКонтакте или в Одноклассниках: сейчас там не только общаются и делятся с миром фотографиями и новостями, но и делают покупки. Например, подписчики ВКонтакте каждый час просматривают более 4 млн товаров.
Предприниматели также размещают информацию о своих товарах на классифайдах: это онлайн-доски объявлений, где частные продавцы избавляются от б/у и новых неподошедших вещей, а компании выставляют свой ассортимент, как на любой другой витрине. Наконец, популярны маркетплейсы — #AliExpress, #Wildberries, #Ozon и другие: огромные гипермаркеты с товарами от сотен брендов и магазинов. В них оформляют заказы больше половины интернет-пользователей в России, при этом 66% покупателей считает, что маркетплейсы превосходят обычные онлайн-магазины по большинству критериев.
Какой канал продаж выбрать, зависит от многих параметров: категории товара — массовый или нишевый, технических ресурсов продавца — есть у него компьютер в постоянном доступе или только телефон, способов организовать доставку, если рядом, например, есть только отделение «Почты России» — и, конечно, возможностей и ограничений каждой платформы. Об основных расскажем в этой статье.
Бонус в конце — вопросы для самодиагностики: они помогут вычеркнуть неподходящие варианты.
Вариант 1: свой интернет-магазин
Полноценный сайт с большим каталогом товаров, корзиной, формой онлайн-оплаты и калькулятором доставки кажется самым очевидным решением. У такого варианта есть неоспоримые плюсы: например, возможность настроить «под себя» дизайн, функциональность и бизнес-процессы (от приема оплаты до вариантов доставки).
Однако в этой самостоятельности и заключаются главные сложности. Продавцу придется взять на себя все расходы по созданию сайта. Его можно собрать на конструкторе, например, Tilda или Wix, или привлечь специалистов Но даже простой шаблонный сайт требует вложений от 100 тысяч рублей: нужно купить домен, оплатить хостинг, заказать дизайн и разработку, наполнить интернет-магазин контентом. Дальше придется потратиться на рекламу и SEO-продвижение в поисковой выдаче. Причем отдачу и первых клиентов вы увидите не сразу: нужно минимум несколько недель, пока интернет-магазин поднимется в результатах поиска Google и Яндекс.
Решить все задачи только силами подрядчиков не получится: продавцу все равно придется хотя бы поверхностно разобраться в разработке сайтов и привлечении трафика (потенциальных покупателей), чтобы говорить на одном языке с исполнителями, оценивать их работу и вносить правки.
Вариант 2: бизнес-страница в Одноклассниках или ВКонтакте
Главный плюс социальных сетей — быстрый и бесплатный старт: чтобы начать продавать, нужно создать страницу, сообщество или группу для бизнеса, а затем наполнить ее описаниями продуктов и фотографиями, которые можно сделать даже на смартфон. Здесь есть некоторые инструменты для магазинов: например, подборки товаров, прием оплаты по банковской карте или через внутреннюю платежную систему, настройка вариантов доставки.
Но соцсети, в первую очередь, — это место, куда люди приходят за новостями, мемами и интересной информацией. Да и алгоритмы не любят «мертвые» группы: такие страницы опускаются в результатах поиска, реже попадают в рекомендации и не привлекают клиентов. Поэтому магазину придется уделить много внимания контенту: делиться «закулисьем» работы, писать о новинках, устраивать фотосессии товаров, привлекать блогеров, договариваться о рекламных публикациях в других группах, отвечать на вопросы подписчиков, проводить конкурсы и и пр. Нужно вкладываться в таргетированную рекламу и другие инструменты продвижения: если нет желания разбираться в них самому — закладывайте гонорар специалиста плюс рекламный бюджет.
Ну и главное: соцсети никак не помогают продавцам — они только предоставляют свою площадку для сделок: никаких субсидий на доставку, купонов или скидок, которые компенсируются из бюджета платформы, здесь нет.
Вариант 3: доски объявлений
В России есть два основных классифайда, онлайн-площадки для размещения информации о товарах — Авито и Юла. Их главное ограничение — лимит бесплатных объявлений: в зависимости от категории продавец может опубликовать 20, 10, 5 и даже меньше товаров. Некоторые вещи вообще можно размещать только платно — на Авито к ним относится большинство товаров, приобретенных на продажу, т. е. ассортимент многих магазинов.
Поэтому продавцу придется платить за размещение объявлений сверх установленных лимитов, их продвижение в поиске (иначе среди тысяч конкурентов сложно выделиться), даже аналитику продаж — такие инструменты доступны только на платном тарифе. Много времени будет уходить и на общение с клиентами: ждите просьб скинуть цену, рассказать о своем товаре в мельчайших подробностях или объяснить, почему вы не готовы привезти заказ к станции метро.
Вариант 4: маркетплейсы
Популярные #маркетплейсы изначально создавались как площадки, объединяющие продавцов со всей России, а не как платформы для общения или размещения объявлений. У них большой функционал для #онлайн-продаж: от личного кабинета продавца с бесплатной аналитикой до продуманных вариантов оплаты, сборки и доставки товаров, которые магазину нужно просто подключить.
Стартовать на маркетплейсе можно очень быстро — например, на AliExpress регистрация занимает несколько минут, и сразу нее продавец уже может наполнять витрину товарами и настраивать магазин. Есть большая база знаний с подробными инструкциями, субсидии и меры поддержки для новых продавцов: AliExpress бесплатно доставляет первые 100 заказов по фиксированным тарифам и не берет с них комиссию.
Кроме того, маркетплейсы сами вкладываются в продвижение продавцов и привлечение аудитории: проводят масштабные рекламные кампании в дни распродаж, выпускают скидочные купоны для покупателей и т. д. Часть расходов платформы берут на себя, часть — делят с продавцами: с каждой продажи им нужно заплатить процент, размер которого устанавливает площадка.
Вопросы для самопроверки: какой способ открыть магазин в интернете вам подойдет?
У вас уже есть товар или вы только проверяете идею продукта? Тестировать спрос лучше в соцсетях или на маркетплейсе — это быстрый и бесплатный способ узнать, будут ли покупать ваш товар.
Вы зарегистрированы как самозанятый, ИП или ведете бизнес через ООО?
Чтобы открыть магазин на маркетплейсе, нужно работать официально.
Хотите свести расходы на старте к минимуму и не нанимать специалистов, например, дизайнера, SEO-маркетолога, SMM-менеджера?
От сайта лучше отказаться, а если у вас нет опыта создания продающего контента, то и от всех соцсетей тоже.
Собираетесь отправлять заказы по всей стране?
Не тратьте время на классифайды: их алгоритмы устроены так, чтобы свести географически близких продавцов и покупателей.
Есть ли у вас компьютер в постоянном доступе?
Если нет, сайт не подойдет: загружать товары и обрабатывать заказы в телефоне очень неудобно.
Готовы ли вы каждый день уделять время работе с контентом?
Если нет, соцсети лучше вычеркнуть из списка — их алгоритмы требуют от бизнес-страниц постоянного обновления.
У вас большой ассортимент и много разных артикулов? Соцсети не подойдут — покупатели просто запутаются в каталоге. Классифайды тоже: придется платить за публикацию объявлений сверх лимитов.
👉👉👉 Открыть магазин на AliExpress
Понравилась статья? Поставьте лайк и подпишитесь на наш канал.
Что ещё почитать
- Как открыть магазин на AliExpress
- Как создать свой бренд одежды с нуля и раскрутить его на AliExpress