- Где-то читал, что в допетровской руси свинину не употребляли в пищу и зайчатину по-моему
С любопытным комментарием я столкнулся. Автор искренне считал, что до Петра свинину на Руси не употребляли. В первую очередь потому, что прокормить свинью было просто нечем. Так ли это? Давайте разбираться.
Запутались где правда, а где вымысел? Подписывайтесь - будем разбираться вместе! Оставляйте свои лайки и комментарии - дискуссии только приветствуются.
Археология
Археологические находки - один из самых достоверных источников того, как реально жили люди и среди них свинья встречается нередко.
Например, результаты раскопок на территории Свято-Успенского Старицкого монастыря показали, что 113 костей из 704 принадлежали свиньям. Все они принадлежали животным возрастом от 1 до 3 лет. Состояние костей говорит о том, что свиней употребляли в пищу.
Критик скажет, что монастырь - землевладелец богатый и может позволить себе держать свиней. Однако, больше всего костей относилось ко времени конца XV-XVI, когда монастыря ещё не существовало, а на его месте была расположена плотная жилая застройка.
Свиные кости находили и на Рюриковом городище. Причём, что интересно, для слоёв IX-X века их количество превышало коровьи. А с XI века доля свиных костей уменьшилась втрое.
Исследователи жизни русской деревни в монографии "Очерки русской культуры XVII века" отмечали, что в среднем "справный" крестьянский двор XVII столетия имел 2-3 рабочие лошади, 2-3 коровы, несколько овец, свиней, коз.
Есть упоминания о свиньях и в знаменитых берестяных грамотах. Например, совершенно бесподобное обращение от Жирочка и Тешка к Вдовину для Шильца (как звучат имена, а?) из грамоты №954 первой половины XII века
Грамота от Жирочка и от Тешка к Вдовину. Скажи Шильцу: «Зачем ты портишь чужих свиней? А писал(а) [это] из села Ноздрька. Ты осрамил весь Людин конец: с того берега грамота. Она была про коней — что ты с ними то же сотворил
Древнерусская литература
Киево-Печёрский патерик содержит рассказ о том, как одному из старцев было видение беса, сидящего на свинье.
Русская правда назначает наказание за кражу свиней с поля в 60 кун.
Афанасий Никитин в своём Хождении за три моря особо указывает на то, что у индусов свиней много, но свинину (да и вообще мясо) они не едят. Да и вообще еда у них плохая.
Индусы же не едят никакого мяса, ни говядины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, хотя свиней у них очень много. Едят же днем два раза, а ночью не едят, и ни вина, ни сыты не пьют. А с бесерменами не пьют, не едят. А еда у них плохая.
Наконец, самое частое упоминание свиней встречается в самой известной книге молодой хозяйки допетровской Руси - Домострое. Если не читали, советую, крайне интересный исторический документ о жизни среднего класса XVI века. Может обсудим его как-нибудь?
Здесь и совет забивать свиней в осень и использовать все части туши, и советы по приготовлению свиного корма из остатков еды, и советы по укреплению заборов, чтобы свиньи, птицы и другая скотина огород не потоптала.
А в кухнях и в поварнях собирается гуща и барда, и отруби всякие, и капустные кочерыжки, и хряпа, листья свекольные и от репы, отбросы, и бражная и винная гуща из котлов, и кисельные отжимки, а на кухне и то, что счищают с мяса и с рыбы, и кислые щи, и опара, — так всего того не бросать, собирать и в старую посуду класть, такую, что ни на кухне, ни на погребе больше не пригодится, да ставить все это в особую кладовую и тем рабочих лошадей кормить, чего-нибудь примешивая, невеяный хлеб, или овсяную муку, или сено нарезанное, или чего иного сюда подмешать, а иное коровам давать, и свиньям, и гусям, и уткам, и курам, и собакам, кому что сгодится: и мукой присыпают, и обмывками посудными и горшечными и котловыми после всякой пищи, и пригарины, — все собирают скотине, скотина тем и сыта бывает; да и в деревне скотине такой же корм выдают.
Свидетельства путешественников
Упоминают свиней и иностранные гости. Например, венецианец Амброджо Контарини так описывает московские рынки в 1470-х
[Русские] продают огромное количество коровьего и свиного мяса; думаю, что за один маркет его можно получить более трех фунтов.
К концу ноября обладатели коров и свиней бьют их и везут на продажу в город. Так цельными тушами их время от времени доставляют для сбыта на городской рынок
Немецкий путешественник Адам Олеарий оставил любопытное описание быта русских.
Домашнее хозяйство русских устроено в различном вкусе у людей различных состояний. В общем они живут плохо, и у них немного уходит денег на их хозяйство.
Спят они на лавках, а зимою, подобно ненемцам в Лифляндии, на печи, которая устроена как у пекарей и сверху плоска. Тут лежат рядом мужчины, женщины, дети, слуги и служанки. Под печами и лавками мы у некоторых встречали кур и свиней.
Непривычны они и к нежным кушаньям и лакомствам. Ежедневная пища их состоит из крупы, репы, капусты, огурцов, рыбы свежей или соленой,— впрочем, в Москве преобладает грубая соленая рыба, которая иногда, изза экономии в соли, сильно пахнет; тем не менее они охотно едят ее. Их рыбный рынок можно узнать по запаху раньше, чем его увидишь или вступишь в него. Из-за великолепных пастбищ у них имеются хорошая баранина, говядина и свинина, но так как они, по религии своей, имеют почти столько же постных дней, сколько дней мясоеда, то они и привыкли к грубой и плохой пище, и тем менее на подобные вещи тратятся.
Вывод
Конечно, свиней держали не везде и не всегда. Их совершенно не держали на севере страны - по Северной Двине, в Архангельске и Холмогорах, не держала их беднота. Однако, крестьяне из более тёплых районов со средним и высоким достатком несколько свиней в своём хозяйстве всё же содержали и тому масса свидетельств, как археологических, так и письменных.
А какие странные утверждения о кухне встречали вы?