Найти тему

Об искусстве в государстве войсковом...

За последний месяц операции я услышал только три знаковых песни, посвящённых либо этому событию, либо его последствиям. Может, конечно, я плохо искал, так что - если есть предложения, пишите в комментариях.

Эти песни:
1) Юта - Выше
2) Нойз МС - Столетняя Война
3) Ленинград - Прощай, элита.

Примечательна подборка еще и тем, что одна песня в ней против войны, вторая - за войну, а третья - высказывается по поводу её неочевидных последствий. Следуя собственному же принципу отделять мух от котлет, а творчество от авторов (и его идеологической направленности), я попробую описать свои чувства от этих трёх песен.

Песня Юты, несмотря на то, что её идеологический порыв совпадает с моим отношением к этой войне, мне не очень нравится. Она слишком пафосная, слишком религиозная, слишком старается бить по эмоциям. Слушая, обозревая или читая то или иное произведение, я люблю ставить себя на место автора произведения и пытаться разобраться, почему он его сотворил.

Как мне кажется, Юта писала эту песню не по заказу. А то могла бы и получше слова подобрать. Эта песня похожа больше на экстатический поток бессвязной молитвы в церкви - искренний, чувственный, но слишком непонятный.

-2

С другой стороны - Столетняя Война Нойза. Пропитанная резко антивоенным духом песня, как всегда у Нойза отличается прекрасным инструментальным рядом, замечательной композицией и хлёсткой, сатирической рифмой. Текст песни шедеврален и лично мне, при всём моём с ней идеологическом несогласии, она дико по нраву.

Однако есть в этой песне что-то такое, что проблескивало в творчестве Аверченко в эмиграции. Бессильная злоба прекрасно поставленного пера, едкий яд профессионала - без души, со скорбной тоской о потерянной родине.

В своей песне Нойз как раз и признается в том, что он потерял свою страну - то, что он считал Россией, на самом деле никогда не было такой, как он хотел бы, чтобы она стала - Европейской и цивилизованной.

Мы всегда были хтоническими тёмными сущностями, варящимися в своем собственном котле хаоса. Лучше всего это, на мой взгляд прочувствовал Блок в своем стихотворении "Скифы". И вообще, единственная стройка в песне Нойза, с которой я полностью согласен - не в сатирическом, а в реальном смысле, уже вынесена в мой статус. "Мы русские, с нами бог ,можем повторить".

-3

Наконец песня Ленинграда "Прощай, элита!" посвящена отнюдь не войне и даже не её последствиям, а лицемерию некоторых представителей нашей элиты. Вопросу эмиграции, который я уже подробно разбирал ранее.

Нет смысла подробно разбирать лубочный, частушечный стиль Шнурова. Текст перенасыщен матом, что, впрочем идёт ему на пользу, как и любому стихотворению Шнурова. Музыка простецкая, женский вокал вполне к месту, работает на контрасте. В целом эта песня - аналог старинных эпиграмм, сатирических стихотворений, высмеивающих либо лицо, либо общественное явление.

В целом, со Шнуровым я полностью согласен. И не только потому, что у меня тоже вызывает законный вопрос - Куда вы побежали, ребята? С деньгами вам и тут неплохо будет, а без денег плохо будет везде. Но и потому, что сам Шнуров остался в стране.

Меня убеждает позиция Юты, не только ,потому, что она совпадает с моей, но и потому, что она имеет гражданское мужество выступать в Сирии, ЛНР и ДНР прямо посреди военных действий.

И у меня нет сожаления к Нойзу по поводу "потерянной страны", поскольку на самом деле он - не пацифист. Пацифист не занимает сторон и поносит любую войну, а не выступает в Берлине и Львове на проукраинских концертах.

Вот такая неоднозначность в мыслях, песнях и головах. Повлияет ли все это на текущий ход событий? Сомневаюсь. Но - каждому свое. худшее, что можно было бы сейчас сделать, это отнять у народа право на искусство и самовыражение. Потому что войны временны. А искусство - вечно.