Найти тему
Мария Гревцева

Владные работы - из истории

В русской церковной традиции есть явление поистине уникальное, это вклады по душе. Вклады были самыми различными, от домов и земель до продуктов, вкладчиками также были самые разные люди любых сословий. Но даже такую традицию человек пытался все же повернуть в сторону своей выгоды, даже когда речь идет о духовном спасении.

Итак, вклады входили в состав довольно сложной системы строения души, выработанной древнерусской набожностью, точнее древнерусским духовенством. Целью вкладов было «строить душу», что означало обеспечить человеку молитву церкви о его грехах, о спасении души.

Заботясь о душах умерших с верою, но не успевших принести плоды, достойные покаяния: для достижения блаженного воскресения им могут вспомоществовать приносимые за них молитвы, особенно соединенные с приношением жертвы и благотворения, с верою совершаемые в память их.

Но в этом учении о молитве за усопших человек находит вариант неспешного покаяния, приходя к мысли о том, что нет нужды спешить с этим делом и что на все свое время. Человек поддается на соблазн трусливой совести и рассуждает о том, что есть возможность отмлиться чужой молитвой, лишь были бы средства нанять ее.

Таким местом наемной молитвы становятся монастыри: свет инокам – ангелы, свет мирянам –иноки, - говорили в Древней Руси. И такой взгляд укрепляется в древнерусском обществе и становится большим несчастием для монастырского монашества.

Средством стали найм монастырской молитвы и вклады ради спасения души, «в наследие вечных благ». Как различные были вклды, так различались и желаемые блага. Чаще это были вклады по душе, для заупокойного поминовения, такой вклад входил как норма в состав древнерусского права наследования: из имущества состоятельного покойника обязательно выделялась доля на помин его души, даже, если он не оставлял по себе никаких распоряжений, его молчаливая воля по этому предмету предполагалась как необходимая юридическая презумпция.

Древнерусскому человеку вообразить себя на том свете без заказанного поминовения на земле было очень страшно.

Конечно подобное отношение к своей душе свидетельствует о религиозности древнерусского периода, а также о корыстном проявлении человеческих мыслей в любом его периоде нашей истории.

Тем самым вкладные работы на помин души составляют огромный ряд произведений, которые мы сегодня называем в том числе, образцами древнерусской вышивки. Более того, желание и намерение отмолить грехи стало вдохновляющим фактором для создания каждой работы.

В данном случае есть тонкая грань понимания необходимости молитвы за себя и других, и желанием создавать и покупать молитву (да вышивка церковная приравнивается к молитве).

Наша мастерская продолжает традицию вкладных работ в наши храмы и надеется на то, что она останется жить в наших сердцах и найдет новое понимание жертвенности для человека.

Как пример, пелена Зосима и Савватий Соловецкие. Сольвычегодск. Мастерская А.И. Строгоновой. 1650-1660 гг. Вклад Григория Дмитриевича Строгонова в Соловецкий монастырь: «Сия пелена строение Григория Димитриевича Строгонова».

А также, «Положение во гроб». Плащаница. Сольвычегодск. Мастерская Евпраксии, жены Никиты Григорьевича Строгонова. 1592 г. Первые вклады Строгоновых в Благовещенский собор. Никита Григорьевич Строгонов приходился внуком основателю могущественного торгово-промышленной династии Анике (Иоанникино) Федоровичу Строгонову. То, что плащаница с точной датой упомянута в описи Благовещенского собора, свидетельствует о значимости вклада.

-2
Положение во гроб. Плащаница