С именем ИГОРЯ ШЕЛКОВСКОГО (1937) связаны многие, если не все, важные события в развитии нонконформистского русского искусства: в 70-е в своей мастерской в Москве он устраивал однодневные выставки неофициальных художников, после эмиграции, во Франции издавал вместе с Александром Сидоровым журнал "А-Я", где впервые были опубликованы тексты Дмитрия Пригова, Бориса Гройса, Всеволода Некрасова, Владимира Сорокина, а также печатались работы Эрика Булатова, Олега Васильева, Ивана Чуйкова, Риммы и Варелия Герловиных, Федора Семенова-Амурского и многих других не признанных советской властью художников.
За свою издательскую деятельность, кстати, художник в 1985 был лишен гражданства СССР.
Сам Шелковский - живописец и скульптор, в работах которого влияние конструктивизма соединилось с наработками поп-арта и концептуализма. Они всегда будут эстетически выверенные и минималистичные, по духи близкие больше к модернизму, нежели к постмодернизму.
Потому что Шелковский говорит языком формул - не город или лес, но их структура (многократно увеличенный пакет молока, знакомый любому советскому человеку, который вроде бы очень даже про поп-арт, но нет, потому что на одной из сторон тетраэдра зеленые геометризованные формы, очень напоминающие обозначение парковых зон на архитектурном макете застройки), не человек, но его схема.
"Мой любимый художник - Хокусай. А из китайцев - Ци Байши. Это очень простые работы, но они все полны какой-то поэзии, каких-то восторгов и очень технически красиво сделаны. Вот Ци Байши рисует головастиков, в луже плавающих, но так это красиво, так это эмоционально, так это просто выражено! И плюс там еще какие-то рядом стихи написаны. И мне это очень нравится. Или «Вид горы Фудзи» Хокусая. Тоже простыми способами выражено очень многое" (Игорь Шелковский)
Игорь Шелковский - это всегда про пластическое перекодирование зримого мира в структуры (такие "дорожные знаки", абсолютно узнаваемые и абсолютно не претендующие на натуроподобие).
Причем структуры эти удивительно легко поддаются масштабированию, потому что "это очень важный принцип. Я хотел бы все эти скульптуры видеть увеличенными. И чем больше, тем лучше. С пятиэтажный дом! Почему нет? Чтобы они работали вместе с природой, с пространством. Где-то в поле или на лугу" (Игорь Шелковский)
Стихотворение Пригова:
Килограмм салата рыбного
В кулинарье приобрел
В этом ничего обидного:
Приобрел и приобрел
Сам немножечко поел
Сына единоутробного
Этим делом покормил
И уселись у окошечка
Возле самого стекла
Словно две мужские кошки
Чтобы жизнь внизу текла.