Для начала следует понять, что разные люди вкладывают в этот вопрос различный смысл, поэтому и ответ на него не всегда однозначен и категоричен.
Предлагаем разобрать различные сценарии повреждения винтовых свай, и дать рекомендации к действию в каждом из них.
1. Сваю доставили погнутой, возможно пострадала при транспортировке или разгрузке (может сопровождаться повреждением покрытия).
В зависимости от масштаба повреждений. В некоторых случаях меняем.
Даже самый надежный производитель или поставщик не может на 100 % застраховаться от повреждения свай в пути или при погрузке-разгрузке. И дороги бывают далеки от идеала, особенно загородные, и человеческий фактор никто не отменял.
Проверяйте сваи при приёмке. Заметили серьезные повреждения — обратитесь к представителю поставщика, обсудите с бригадиром монтажников.
Пострадавшая свая не всегда нуждается в замене. Например, если поврежден край трубы выше монтажных отверстий (при разгрузке произошел незначительный удар о препятствие, борт машины и т. д.), и бригадир гарантирует, что проблем при завинчивании это не вызовет, то менять такую сваю нет смысла — после завинчивания верхняя часть сваи все равно будет обрезана.
2. При приемке обнаружено, что свая была погнута и затем восстановлена.
Меняем. В идеале меняем поставщика свай.
Добросовестный производитель не будет подсовывать покупателю заведомо негодный товар, тем более такой ответственный. Если при осмотре сваи вы заметили, что труба была погнута и затем отрехтована, если имеются следы подкрашивания облупившегося в этом месте покрытия — это однозначный повод заменить сваю и задуматься над заменой поставщика в целом.
3. Повредились монтажные отверстия при завинчивании.
Радуемся.
Значит свая завинчена до отказа, как и следует.
4. Оголовок уже закрученной сваи погнули (автомобилем, техникой, грузом на стреле манипулятора при разгрузке тяжелых материалов…)
Восстанавливаем.
Можно, конечно, вызвать представителя подрядчика для ремонта или замены оголовка. Но при желании вы в большинстве случаем сможете без особого труда восстановить статус-кво. Деформированный участок при помощи кувалды вернуть в горизонтальную плоскость, проверить уровнем, при необходимости повторять до достижения результата. Нарушенное покрытие лучше восстановить (покрыть эмалью), чтобы избежать коррозии.
5. Трубу уже закрученной сваи погнули (задела техника, авто…)
Скорее всего, потребуется демонтаж и замена.
Даже если масштаб повреждения не кажется вам существенным, мы не рекомендуем самостоятельных попыток выравнивания сваи. Обратитесь к представителю компании-подрячика для оценки ущерба, выработки решения и устранения проблемы.
6. Сваю погнули при завинчивании (не монтажные отверстия, а именно трубу).
Меняем. Возможно, стоит поменять поставщика.
Ситуация, как говорится, “из ряда вон выходящая” и должна стать поводом еще раз проверить качество приобретенных свай. Труба из хорошего металла достаточной толщины не должна деформироваться при закручивании (кроме монтажных отверстий).
Но труба — это все-таки творение рук человеческих, а значит даже от самого проверенного производителя одна на N штук может иметь скрытый дефект, который изготовитель свай не мог отследить на этапе приемки и производства из нее сваи. Если остальные опоры из поставки ведут себя в монтаже нормально и вопросов не вызывают, возможно стоит поменять сваю, понять и простить поставщика.
Но если, например, после такого ЧП вы проверили толщину металла, и она оказалась меньше заявленной поставщиком, или есть другие весомые поводы сомневаться в качестве свай, возможно, стоит отказаться от такой продукции.
Чтобы избежать подобных ситуаций рекомендуем выбирать надежных поставщиков и проверять качество свай на этапе приемки. У нас даже есть отдельные подробные статьи на этот счет: