Найти тему
Книжный мiръ

«Хорошая книга — просто праздник». Ко дню рождения русского писателя Максима Горького (1868-1936).

«От нижегородского цехового Алексея Пешкова, учившегося на медные деньги, до Максима Горького, писателя с мировой известностью, - огромное расстояние, которое говорит само за себя, как бы ни расценивать талант Горького».

 (Вячеслав Ходасевич)

Всего несколько десятков лет назад «буревестник русской революции» Максим Горький находился в нашей стране на самой вершине писательского Олимпа, слава его была бесспорна и недосягаема. Писатель пять раз номинировался на Нобелевскую премию, книги его издавались миллионными тиражами, а сам он наравне с Александром Пушкиным и Львом Толстым считался основным созидателем отечественной литературы.

По словам литературного соратника писателя Александра Серафимовича, «Горький был не только гениальный, незабываемый пролетарский писатель, но и удивительный организатор. Две эти черты особенно ярко его характеризуют. Кипучая энергия всегда билась в его груди и сказывалась в его соприкосновении со всем окружающим». Три крупных издательства пришлось возглавлять пролетарскому писателю в разные годы его жизни - «Знание», «Парус» и «Всемирная литература». В «Знание» Горький пришел в самом начале XX века и сразу же стал вносить деловые предложения по расширению издательского портфеля для увеличения тиражей и получения прибыли: научпоп предлагалось дополнить книгами по философии, экономике и социологии, а также наладить выпуск народной «Дешёвой серии» - такой, как у Ивана Сытина. Партнеры встретили предложения в штыки, но в итоге победа осталась за Горьким: он полностью изменил издательскую политику и очень скоро «Знание» вышло на лидирующие позиции, обогнав успешные издательства Суворина, Маркса и Вольфа. Уже через два года огромными тиражами стали выходить книги Леонида Андреева, Ивана Бунина, Александра Куприна, Александра Серафимовича, коллективные сборники писателей-реалистов.

Реализовал Горький и свою мечту о народных книгах, выпустив в 1905 году серию «Дешёвая библиотека», состоящую из художественных повестей и рассказов, в которую вошло более полутора сотен произведений тринадцати писателей, включая самого Горького. Подбор книг для «Библиотеки» составляла специальная комиссия, куда входили В. И. Ленин, Л. Б. Красин, В. В. Воровский и А. В. Луначарский. 

Горький-экономист полностью изменил политику выплаты гонораров; к примеру, начинающему Леониду Андрееву прижимистый Сытин пообещал за его первую книгу гонорар в 300 рублей, а в «Знании» не поскупились и выплатили 5642 рубля, вытащив молодого писателя из нужды. Значение писательского труда поднялось на немыслимую высоту, когда авторам стали дополнительно выплачивать солидные авансы, так же, как штатным работникам. Этот шаг вовсе не являлся благодеянием, издательская прибыль от высоких гонораров нисколько не пострадала. 

Мало того, ведущие российские авторы получили возможность получать гонорары и от зарубежных издательств: поскольку конвенции о защите авторских прав еще не было, рукописи пересылались за границу до первой отечественной публикации. 

Когда отношения с издательством «Знание» исчерпали себя, предприимчивый Максим Горький в разгар Первой мировой войны организовал новое универсальное издательство «Парус». Писатель и здесь определял тематику выпускаемых книг, всегда лично общался с собратьями по перу: на Большой Монетной в Петрограде частыми гостями были Сергей Есенин, Виктор Шкловский, Алексей Чапыгин, Валерий Брюсов, Михаил Пришвин, Алексей Толстой. 

Учитывая геополитическую обстановку, «Парус» печатал книги по истории Европы и войн, о внешней политике и дипломатии, а известная работа В.И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма» разошлась в 1917 году в считанные дни. 

Первая «большая» книга стихов Владимира Маяковского под названием «Простое как мычание» вышла тоже под маркой «Паруса». Литературные критики сборник не оценили, но Горький всегда придерживался собственного мнения и выпустил вторую книгу пролетарского поэта «Война и мир». Дебют Корнея Чуковского в качестве детского писателя состоялся также в «Парусе». Издательство пережило революцию, но из-за огромных материальных трудностей в середине 1918 года прекратило свое существование.

Тогда же при Народном комиссариате просвещения по инициативе Максима Горького рождается новое издательство «Всемирная литература». Название говорило само за себя: редакторская группа отбирала и готовила к выпуску самые значительные произведения мировой литературы; в издательском портфеле находилось более 1200 произведений от античности до начала ХХ века. 

Грандиозные планы издательства не оставили равнодушными никого из творческой интеллигенции: к сотрудничеству привлекались писатели и поэты, ученые-филологи, художники и переводчики. Живое участие в проекте приняли Николай Гумилев, Александр Блок, Александр Бенуа, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Марина Цветаева.

Работа закипела: в самые сжатые короткие сроки были переведены произведения зарубежной классики, отредактированы уже существующие тексты, подготовлены обширные каталоги с вступительной статьей Горького, где он назвал книгу одним из «великих чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». И снова, в традициях издательства «Знание», работа во «Всемирной литературе» обеспечивала авторам практически единственный кусок хлеба…

Издательское дело Максим Горький не оставлял никогда: редактировал, пропагандировал, продвигал книгу в народ, выступал инициатором разработки многих проектов по выпуску разноплановой литературы: «История гражданской войны», «История фабрик и заводов», первые книги знаменитых серий «Библиотека поэта», «История молодого человека XIX века» и новый формат серии «Жизнь замечательных людей» начали выходить по его инициативе и живейшем участии в подготовке. 

«Я люблю книги, – писал Максим Горький, - каждая из них кажется мне чудом, а писатель - магом. Я не могу говорить о книгах иначе, как с глубочайшим волнением, с радостным энтузиазмом. Быть может, это смешно, но это так. Вероятно, скажут, что это энтузиазм дикаря; пусть говорят - я неисцелим. Когда у меня в руках новая книга, предмет, изготовленный в типографии руками наборщика, этого своего рода героя, с помощью машины, изобретенной каким-то другим героем, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. Это Новый завет, написанный человеком о самом себе, о существе самом сложном, что ни на есть на свете, о самом загадочном, о наиболее, достойном любви - о существе, труд и воображение которого создали все, что есть на земле великого и прекрасного».

 

📖 Максим Горький о книгах и литературе:

✍🏻 Любите книгу — источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать вас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться плодами его непрерывного великого труда.

✍🏻 Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека: искусство и наука. Обе эти силы соединены в книге.

✍🏻 Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу будущего.

✍🏻 Величайшее из чудес, созданных человеком, — книга воплощает в себе все знания о жизни мира, всю историю роста мирового разума, весь исторический труд и опыт народов земли, — книга самое мощное орудие дальнейшего развития духовных сил человечества.

✍🏻 Читал я много, с восторгом, с изумлением, но книги не отталкивали меня от действительности, а, усиливая напряжение интереса к ней, развивали способность наблюдать, сравнивать, разжигали жажду знания жизни.

✍🏻 Чем больше я читал, тем более книги роднили меня с миром, тем ярче, значительнее становилась для меня жизнь.

✍🏻 Все, что мы находим прекрасного, было вымышлено и рассказано человеком. К сожалению, ему нередко случается создавать также страдания и обострять их, как это делали Достоевский, Бодлер и другие. Но даже в этом я вижу желание расцветить, украсить то, что есть в нашей жизни тягостного и ненавистного. 

✍🏻 Наше существование всегда и всюду трагично, но человек превращает эти бесчисленные трагедии в произведения искусства; я не знаю ничего более удивительного, более чудесного, чем это превращение. Вот почему в томике стихов Пушкина или в романе Флобера я нахожу больше мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звезд или в механическом ритме океанов, в шепоте леса или в молчании пустыни.

✍🏻 Учитесь у всех. Не подражайте никому.

✍🏻 Язык — это оружие литератора, как ружьё — солдата. Чем лучше оружие — тем сильнее воин…

✍🏻 Литература — дело глубоко ответственное и не требует кокетства дарованиями.

✍🏻 Прославим поэтов, у которых один бог — красиво сказанное, бесстрашное слово правды.

✍🏻 Не умея держать в руке топор — дерева не отешешь, а, не зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь.

✍🏻 Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков.

✍🏻 Я не хочу ничего знать, кроме людей. При подходе к ним книга всегда является дружеским и великодушным проводником. И я питаю все более и более глубокое уважение к скромным героям, создавшим все, что есть на земле прекрасного и великого. 

 Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!