Найти тему
ВТБ Страна

Маленькая, но могучая: как появилось знаменитое содружество русских композиторов

Оглавление
Константин Маковский. Эскиз к опере «Царская невеста», 1887 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Константин Маковский. Эскиз к опере «Царская невеста», 1887 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Творческое содружество русских композиторов «Могучая кучка» занимает важное место в русской музыкальной культуре. Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи во главе с Милием Балакиревым продвигали передовые идеи демократии тех времен. Вспомним историю содружества и оценим их влияние.

Как появилось объединение

Название кружку дал критик Владимир Стасов, он же и вдохновил композиторов объединиться. «Сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов», — писал он после концерта в статье «Славянский концерт г. Балакирева» в 1867 году. Сами же музыканты называли себя новой русской музыкальной школой.

Александр Михайлов. «Могучая кучка». Балакиревский кружок, 1850 год © Public domain
Александр Михайлов. «Могучая кучка». Балакиревский кружок, 1850 год © Public domain

Композиторов считали наследниками Михаила Глинки из-за идей народности. Они хотели развивать русские национальные идеи, воплощать культуру в музыке и бороться за прогрессивные идеалы. В литературе появился журнал «Современник», в живописи — «Артель художников» и «Товарищество передвижных художественных выставок», а в музыке — «Могучая кучка». Они стали противниками академической рутины и застоявшихся представлений об искусстве.

Основные идеи творчества

Сказки, эпос, фольклор, церковные песнопения, крестьянские напевы и исторические сюжеты распространились на драматургию и выделились в отдельные категории музыкального жанра. Кроме Глинки, композиторы «Могучей кучки» опирались на творчество Даргомыжского — особенно оперы «Каменный гость» и «Русалка», которые соответствовали их идеям. Так появились оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина. Всем произведениям «Могучей кучки» свойственна широта и размах.

Главным противником «Могучей кучки» была Петербургская консерватория. Ее критиковали за слепое следование традициям и отсутствие новых идей. Поэтому представители группы хотели не только писать музыку, но и делать ее доступной для всех сословий. Они занимались общественно-просветительской работой и уже в 1862 году открыли бесплатную музыкальную школу. Вместе с этим композиторы внедряли в произведения восточные ритмы и так помогли этим народам с появлением собственных национальных композиторских школ.

Главные произведения «Могучей кучки»

Самым радикальным участником «Могучей кучки» был Модест Мусоргский. Он ярко воплотил в музыке образы народа, продвигал в ней социально-критическую направленность. Это хорошо прослеживается в его знаменитой опере «Борис Годунов», которую можно назвать энциклопедией русской жизни. Народ здесь — яркий, красочный, бояре выписаны очень выпукло. Композитор показал, как выглядит мир для людей во власти, как все в нем устроено, и создал потрясающие контрасты, где все так искусно сплетено, что каждая следующая ступень усиливает воздействие предыдущей.

Главная работа другого представителя группы, Александра Бородина — незаконченная опера «Князь Игорь». В ее основе — сюжет «Слова о полку Игореве». Сам Бородин не успел закончить произведение, и после его смерти оперу дописывал Николай Римский-Корсаков. Так из трехактной опера стала пятиактной — пролог и четыре акта. Это приблизило ее к традиции развернутых, роскошных оперных полотен на исторические сюжеты: французской grand opéra.

Народная тема проявляется и в творчестве Римского-Корсакова. Например, в его опере «Царская невеста» по драме Льва Мея. В основе сюжета — эпизод женитьбы Ивана Грозного, которая происходит на фоне драматичной борьбы царской опричнины с боярством. Композитор был увлечен этим сюжетом еще с 1868 года, когда Милий Балакирев познакомил его с пьесой Мея. Но реализовать задумку удалось лишь 30 лет спустя.

В 70-х годах 19 века «Могучая кучка» как устойчивое объединение распалась — взяла верх индивидуальность, проявились личные кризисы и творческие расхождения. Но деятельность группы осталась значимой эпохой в русской и мировой культуре. Многие композиторы впоследствии творили под их влиянием и создавали свои кружки. Именно благодаря «Могучей кучке» в музыке ярко проявились характерность, размах и народные сцены.

Для справки:

Послушать знаменитые произведения композиторов «Могучей кучки» можно в музыкальных театрах страны, например, в Большом и Мариинском. Банк ВТБ выступает давним партнером этих культурных институций.