Во время войны все натуральные ткани и кожа уходили на нужды войны, а косметики просто не было. Но женщины все равно находили возможность выглядеть красиво и элегантно.
Мир едва ли успел оправиться от Великой депрессии, как на его большей части разыгралась новая трагедия: Гитлер погрузил десятки стран в пекло самой кровожадной войны XX века. Промышленность всего Евразийского континента работала на военные нужды – армии ежедневно требовалось обновление запасов: одежды, обуви, оружия, продуктов.
Минимализм, заперт на натуральные ткани и никакой косметики
Сокращение производства и запрет на использование натуральных тканей не для военных нужд способствовали упрощению женской одежды. Минимализм и отсутствие декоративных элементов, драпировки и прочих деталей – всего, что требовало дополнительного метража ткани.
Благодаря мораторию на хлопок, кожу и шелк широкое применение получили искусственные материалы. В конце 30-х появился нейлон, который в 40-е стал незаменимым материалом в производстве женских чулок и белья.
Кстати, именно в 40-е произошло максимальное сближение советской и европейской моды: война всех уравняла. Женщины носили скромную одежду неярких расцветок, почти не пользовались косметикой. Ее просто не было.
Губная помада считалась недопустимой роскошью. Кроме США, на территории которых не велись военные действия и где женщины могли пользоваться даже не одним цветом помады, а несколькими на выбор.
Поскольку кожу нельзя было использовать для производства гражданской обуви, итальянец Сальваторе Феррагамо нашел оригинальное решение: создал обувь из соломы, войлока, конопли и даже целлофана на деревянной или пробковой подошве.
А большие сумки, без которых сегодня не мыслит свой гардероб ни одна модница, появились вследствие необходимости носить с собой газовые маски.
большие сумки появились вследствие необходимости носить с собой газовые маски
В 1940-м под натиском фашистов пал Париж – мировой центр моды. И Голливуд получил долгожданный шанс завоевать лавры мирового модного господства. Многие дизайнеры покинули оккупированную Францию и переехали в США, как Эльза Скиапарелли. Некоторые ушли в тень и стали выжидать, как Коко Шанель.
Однако в планы Гитлера не входило терять «модный Париж»: такие дизайнерские дома моды, как Lanvin, Balmain, Balenciaga, Rochas, Nina Ricci, остаются открытыми. Правда, в новой реальности им пришлось создавать одежду в соответствии с представлениями об идеале женщины Третьего рейха.
Модные тренды задают Третий рейх и недостаток
Эталоном немецкой красоты в 40-е считается сильная и атлетически сложенная женщина, которая работает в поле и растит детей. Чем больше детей, тем краше арийская нация. Отсюда и появление новых мотивов, взятых из крестьянских и средневековых костюмов.
В моду входят цветочный принт и вышивка на блузках, клетчатые костюмы для охоты и широкополые шляпы из соломы. Образ прекрасной крестьянки, собирающей цветы в открытом поле, становится любимым у модных журналов.
Читайте также: Шик, гламур и расцвет женственности. Какой была мода в разгар Великой депрессии
В то же время обычные женщины настолько стеснены в средствах, что вынуждены перешивать мужскую одежду. Поэтому в стиле женщины 40-х поверх простого платья всегда накинут мужской пиджак с большими карманами и подкладными плечиками.
Вязание, шитье из кусочков (пэчворк), hand made становятся мейнстримом этого десятилетия.
Поскольку в разгар войны одежда и обувь являются дефицитом, во многих странах Европы решают выдавать купоны на покупку вещей. По «вещевым купонам» каждой женщине было положено: одно пальто, одно платье, блузка, свитер, юбка, два бюстгальтера, 4–5 пар трусов и чулок и одна пара обуви.
Этот факт в военное время приводит к распространению секонд-хендов. Журналы печатают модные выкройки и дают советы, как сшить платье из 2–3, купленных в секонд-хенде, и сделать колье из бутылочных крышек или пробок.
После войны: взрывной бикини и возвращение элегантности
Сразу после войны хитом десятилетия становится бикини. В 1946 году американские модельеры презентуют купальный костюм, названный в честь атолла Бикини, на котором США впервые проводили испытания атомной бомбы.
Бикини – беспрецедентный наряд для 40-х, слишком откровенный, слишком смелый. Как и атомные испытания. Неудивительно, что барышни в бикини производили взрыв в умах мужчин. Впрочем, как и некоторых женщин.
Благодаря мораторию на хлопок, кожу и шелк широкое применение получили искусственные материалы
В конце 40-х в послевоенном Париже восходит звезда Кристиана Диора. Женщинам возвращают непревзойденную элегантность и грацию. В 1947 году Диор демонстрирует миру свою коллекцию в стиле new look.
Ключевым нарядом в коллекции становится костюм «Бар»: пиджак X-силуэта с точеной талией, небольшой баской и пышная миди-юбка в несколько слоев. Диор возвращает в моду балетное изящество и, несмотря на то что его критикуют за ограничение женских свобод и несоответствие времени, становится самым популярным модельером конца 40-х и 50-х годов с огромным количеством поклонниц по обе стороны океана.
Но в 40-е, особенно в годы войны, мы почти потеряли шляпки. Невозможно было тратить ткань еще и на шляпки! Поэтому им на смену пришли платки, береты и шарфы. Правда, и шляпки Диор благополучно вернул на все следующее десятилетие.
В годы Второй мировой войны женщины героически сражались наравне с мужчинами. К 1945 году более 2 миллионов женщин работали в сфере военной промышленности, сотни тысяч добровольно ушли на фронт санитарками или записались в ряды армии. Только в СССР в армии служили около 800 тысяч женщин.
Текст: Мария Столярова; Фото и PR: Елена Василькова