Найти в Дзене
Люблю Псков

Трогательное прошлое – извозчик. Псковские фото

Оглавление
— А вот и извозчик.
Извозчик стоял неподалеку от Гения победы, то есть там, где никогда не стоят извозчики и где им даже запрещено стоять. Он спал, и лошадь тоже спала, но оба, услышав крик, открыли глаза и навострили уши.
Каверин "Исполнение желаний"
В центре, пожалуй, ждет клиента извозчик-"лихач"
В центре, пожалуй, ждет клиента извозчик-"лихач"

Это Вениамин Каверин улыбнулся по поводу извозчиков в Петербурге. А о том, как обстояли дела с извозом именно во Пскове, в подробностях сказать трудно. Только если обратиться все-таки к опыту столицы того времени.

Все мы давно привыкли к общественному транспорту, правилам дорожного движения и пробкам на улицах. А ведь когда-то единственным видом общественного транспорта были извозчики.

Начнем с того,

что деления на проезжую часть и пешеходную когда-то не было. И

когда карета какого-нибудь знатного вельможи неслась по улицам города, пешеходам приходилось проявлять чудеса акробатической ловкости, чтобы увернуться от конских копыт.

Сомневаюсь, что кареты вельмож когда-нибудь "неслись" по одной из псковских улиц. Но экипаж с хорошо загулявшим седоком вполне мог доставить прохожим много неприятностей.

-2

В свое время Екатерина II установила

Правила для извозчиков

Всем извозчикам выдавались номера, которые следовало пришивать "к платью на спине", и также билеты – своеобразные водительские права.

В билете прописывалось, что кареты, сани, дрожки и одноколки нужно красить желтой краской.

Устанавливалась форменная одежда для извозчиков

"Зимою и осенью кафтаны и шубы иметь, какие кто пожелает, но шапки чтобы русские с желтым суконным вершком, с опушкою черной овчины, а кушаки желтые шерстяные. Летом же от 15 мая по 15 сентября балахоны иметь белые холстинные, а шляпы черные с перевязкой желтою... и кушаки желтые ж".

Какое-то время извозчицкое и полицейское сообщества придерживались указанному стилю. Позже "мода" не один раз менялась.

А в провинциальных городах с одеждой извозчиков и сразу было много проще, чем в столицах. В наших широтах извозчики ездили и в картузах, и в обычных поддевках, а зимой даже в тулупах и армяках.

Что касается скорости,

Екатерина II предписывала:

"В городе и предместьях ездить на взнузданных лошадях малой рысью, а скоро отнюдь не ездить. А когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать тише и осматриваться во все стороны, чтоб кому повреждений не учинить или с кем не съехаться, по мостам через реки карет не объезжать, а ехать порядочно и не скоро".

-3

Понятно, что бОльшей скоростью славятся тройки, поэтому: "больше двух лошадей рядом отнюдь не впрягать под указанным штрафом". А для поездки за город "припрягать лишних лошадей, выехав за предместье".

Мигалок к экипажам для важных персон тогда еще не придумали, их надо было просто "отнюдь не объезжать", а "когда оные навстречу едут, остановиться, пока пройдут".

Парковочные места

тоже предусматривались:

"Становиться на отведенных от полицейских офицеров местах, а в иных местах, кроме отведенных, под штрафом не становиться. Содержать те места в чистоте".

Извозчики делились на несколько категорий

Высшая – "лихачи" с ухоженными лошадьми и лакированными колясками. Низшую категорию составляли "ваньки" – крестьяне, приезжавшие в город на заработки, обычно зимой. Промежуточное положение занимали "живейные" извозчики.

-4

Отношения между "ваньками" и "лихачами" были натянутыми. Клиент "лихача" в самодельные сани "ваньки" никогда бы не сел. А для тех, кого возили "ваньки", поездка на "лихаче", стоившая не менее одного рубля в один конец, была совершенно непозволительной роскошью.

-5

В городе крестьяне на постой выбирали такие дворы на окраине, где цены на проживание, харчи и фураж были пониже. Одеты они были попроще, лошадки обычные крестьянские. Иногда на своих приезжали, а иногда брали в аренду. Берегли их: не погоняли лишний раз, сами соскакивали с саней при подъеме на горку, иногда не обращая внимания на возмущение торопящегося седока. Хотя клиентами и дорожили, подхватывая их даже на короткие расстояния за пятачок.

-6

Зато "лихачи", запрягавшие рысаков и иноходцев, правили красиво. Их лаковые саночки, укрытые пестрым ковром, а то и медвежьей полостью, радовали глаз и душу. Удалые возницы только покрикивали на встречных извозчиков: "Поди! Поди! Держи правой стороны, раззява! Понаехали тут, сыны природы!" Понаехали...

Скриншот из снятого во Пскове фильма "Парижский сапожник"
Скриншот из снятого во Пскове фильма "Парижский сапожник"

"Ломовые" извозчики занимались перевозкой различного вида грузов: снега, нечистот («золотой обоз»), воды (водовозы), продуктов в магазины и на рынки, обслуживали стройки, доставляли мебель, дрова, оружие и многое тяжелое другое . Для ломового извоза использовались лошади тяжеловозных пород.

Может быть, это "ломовой" извозчик. Ждет загрузку на Стенной, нынешней улице Свердлова. Правда, лошадка не похожа на тяжеловоз
Может быть, это "ломовой" извозчик. Ждет загрузку на Стенной, нынешней улице Свердлова. Правда, лошадка не похожа на тяжеловоз

Во Пскове

общее количество извозчиков в 1897 г. достигало 500 человек. Обычно извозчиками работали крестьяне из ближайших деревень. Для многих из них извоз был единственным заработком.

Тоже скриншот оттуда
Тоже скриншот оттуда

Платили за проезд по часам. В 1876 г. 1 час проезда стоил 50 коп., в 1907 г. - 60 коп. Доехав из центра до вокзала, нужно было заплатить 20-30 коп.

Места стоянок определялись городской Думой, среди них – у тогдашней гостиницы "Санкт-Петербург" (начало ул. Ленина),

Это гостиница "Санкт-Петербург"
Это гостиница "Санкт-Петербург"

на Новгородской улице (ул. К. Маркса). У Сергиевских ворот (за стеной Окольного города) была устроена стоянка для извозчиков, занимающихся ломовым извозным промыслом.

В марте 1899 года - Псковская городская дума рассмотрела ходатайство ломовых*  извозчиков о предоставлении им стоянки поближе к центру города. Прежде им отказывали. На этот раз Дума в качестве эксперимента решила предоставить им такую услугу.
В марте 1899 года - Псковская городская дума рассмотрела ходатайство ломовых* извозчиков о предоставлении им стоянки поближе к центру города. Прежде им отказывали. На этот раз Дума в качестве эксперимента решила предоставить им такую услугу.
Великие Луки. Стоянка извозчиков у извозчичьей биржи на Вознесенской площади. Автор фотографии не установлен. Конец XIX – начало XX века.
Великие Луки. Стоянка извозчиков у извозчичьей биржи на Вознесенской площади. Автор фотографии не установлен. Конец XIX – начало XX века.

Какое-то время общественный транспорт стал более разнообразным: пришел трамвай, но не ушли еще извозчики:

На проезжей части и извозчики, и трамваи, и пешеходы...
На проезжей части и извозчики, и трамваи, и пешеходы...
-14

***

Московский краевед и писатель Ю.А. Федосюк(1920-1993) в книге воспоминаний "Утро красит нежным светом…: Воспоминания о Москве 1920–1930-х годов" пишет:

"На моих глазах конный транспорт в первую пятилетку[1928-1932 гг.] сменился автомобильным. Телеги и дровни, спасаясь от конкурентов, на некоторое время надели на себя большие колеса, обутые в резиновые шины, и получили нелепое название «автокачки». Но час их пробил, эти «ни павы ни вороны» вскоре исчезли навсегда. Извозчиков вытеснили такси. Уже в 1935 году мне запомнилась фраза в разговоре взрослых: «Вот старомодные люди, до сих пор на извозчиках ездят»".

Сведения частично из:

Многоликая История России (vk.com)

Одна из забытых ныне профессий на Руси -ямщики..

Л. Фролова. Псковские хроники, выпуск 1

"Русская история" №3, 2021, стр. 32

"Парижский сапожник" во Пскове