15 августа - День Археолога, поэтому ненадолго отвлечемся от нашей привычной тематики и расскажем про становление китайской археологии, теме совсем уж малоизвестной у нас, но - очень интересной! Именно благодаря археологии мы можем наглядно наблюдать не только генезис различных видов вооружения, но и открывать для себя давно утраченные казалось бы тексты, удачно найденные при современных раскопках.
Интерес к собственной истории возник тут давно, ещё в I-II веках нашей эры, при династии Восточная Хань, возникает термин «гусюэ» (古学 gǔxué). Сейчас это в основном означает "изучение канонической литературы", но тогда он использовался для обозначения изучения древних знаний в целом. В середине династии Северная Сун, в XI веке, возникает интерес к изучение бронзовых орудий, а также и каменных надписей. Возникает эпиграфика (金石学 jīnshíxué), в чем-то предшественница археологии.
В 1955 году Чжу Цзяньсинь написал предисловие к переизданию своей книги «Палеография», в котором сказал следующее:
Изучение эпиграфии на самом деле является изучением писаний на древних артефактах в Китае при трех династиях: процветало во времена династии Сун, затем упадок во времена династий Юань и Мин, затем возрождение во времена династии Цин. Взлеты и падения зависят от количества обнаруженных древностей. Однако исследователи в основном ограничиваются самими древними артефактами, которых достаточно только для того, чтобы помочь доказать писания. В отличие от сегодняшней археологии, которая использует материалистический подход для изучения процесса развития древней культуры.
Считается, что археология в Европе в конце XIX века уже вступила в период своего расцвета, в Китае она только начинала зарождаться. Сложно назвать точную дату, то многие склоняются считать началом зарождения археологии в Китае обнаружение черепашьих панцирей с надписями в 1898 году близ деревне Сяотунь под городом Аньян.
А продолжение изыскательских работ в мае 1976 года на северо-западе деревни Сяотунь - одно из самых важных археологических открытий в Китае в ХХ веке. Была изучена гробница воительницы и верховной жрицы Фу Хао (妇好 Fù Hǎo) - самая большая и самая сохранившаяся гробница Иньсюй, найденная на сегодняшний день, с наибольшим количеством обнаруженных предметов.
Сейчас Иньсюй (殷墟, Yīnxū, дословно «Развалины Инь», общей площадью в 24 кв. км) - один из крупнейших в Китае, уникальный и интересный культурный памятник. В 1928 начало этих раскопок на месте столицы древнекитайского государства Шан считают датой рождения китайской археологии, именно эти раскопки подтвердили достоверность китайской историографии, например, трудов Сыма Цяня. Это было важным моментом в ту революционную эпоху слома и отрицания прежнего строя и традиционной культуры, ознаменовав поворот от доминировавшей концепции «недоверия к древним»(疑古 yígǔ) к «уверенности в древних»(信古 xìngǔ).
С находкой близ Сяотунь смело может поспорить находка 1900 года в пещерном храмовом комплексе Дуньхуана (敦煌 Dūnhuáng). В пещере Могао (莫高窟 Mògāo kū) нашли большое количество древних книг.
В любом случае, это были потрясающие находки, которые в итоге стали провозвестниками зарождения в Китае современной археологической науки. И уже в 1926 году первый китайский археолог Ли Цзи возглавляет работы на археологическом памятнике Сииньцунь в провинции Шаньси.
В 1929 году Ли Цзи как единственного на тот момент китайского специалиста по археологии назначают председателем Археологической группы Историко-филологического исследовательского института.
В период с 1928 по 1948 год происходит окончательное становление китайской археологии как науки. Несмотря на Гражданскую и Вторую Мировую войны, несмотря на узкий круг исследований (полевые работы ограничивались в основном памятниками Чжоукоудянь и Иньсюй), но уже сформировались методы полевых исследований, соответствовавшие китайским условиям, в результате правильно проведенных раскопок был накоплен объем научных материалов, были изданы научные труды.
И теперь мы можем с интересом изучать научные работы и регулярные выпуски "Археологического вестника", расширяя свои знания в области китайского древнего оружиеведения. И не только! Без археологии не было бы множества статей на нашем канале, которые объединены общей темой "Оружие Старого Китая". Например:
Оружие, оставившее наибольший вклад в китайскую культуру;
Меч-цзянь - красивейший из ста видов оружия;
Как развивалась китайская алебарда от сочетания копья и клевца до крестообразной и комбинированной;
Как за семьсот лет до Нашей эры китайцы сделали прорыв в металлургии;
Так что всех причастных с праздником!