Дом Пашкова был возведен за три года с 1784 по 1786 года. Архитектор блестяще справился со сложнейшей задачей: дом-дворец выглядит гармонично и внушительно со всех сторон. Склон Ваганьковского холма образует естественный постамент для всего ансамбля. Изящное белое здание, поднятое на высоком цоколе, открывает великолепную панораму Моховой со стороны Боровицкой площади.
Глядя на это архитектурное совершенство со стороны Большого Каменного моста, невольно вспоминаешь строки из романа из «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова: «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров гипсовая балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город виден был почти до самых краев…»
Присутствие Воланда на террасе дома Пашкова вполне сочетается с репутацией Ваганьковского холма, на котором воздвигнут дом. Холм этот является одним из самых загадочных мест Москвы. Считается, что под ним находится множество подземных ходов и сооружений удивительной "Подземной Москвы", так щекочущих воображение. Здесь исследователи "поместили" самый главный вход в Подземную Москву, здесь возможно, находились казематы хранившие казну московских великих князей, именно где-то здесь воображение искателей видит одно из наиболее вероятных мест, где сокрыта библиотека Ивана Грозного, его застенки для пыток, подземелья Опричного Двора... и много чего другого.
В этом месте с террасы дома Пашкова любовались видами Москвы не только литературные персонажи, но и реальные исторические. В частности, германский король Фридрих Вильгельм III, отец будущей российской императрицы Александры Федоровны. Именно здесь в 1818 году он вместе со своими сыновьями встал на колени и поклонился Москве со словами «Вот она, наша спасительница!». Это была благодарность за спасение Европы от Наполеона. Посвященная этому событию картина хранится в Третьяковской галерее.
Но мы ничего не сказали о самом архитекторе!
К сожалению, документальных свидетельств об авторе проекта не сохранилось, но многие специалисты уверены, что дом для Петра Пашкова тайно строил Василий Баженов. Архитектор тогда попал в опалу — Екатерина Великая раскритиковала его работу в Царицыно. Говорят, обиженный на государыню Баженов демонстративно воздвиг Дом Пашкова «спиной» к Кремлю, обратив главный фасад во двор к Староваганьковскому переулку.
Дом Пашкова как будто противопоставляет себя Кремлю, олицетворяющему своими зубчатыми стенами и острыми башнями официальную власть. В образе "Пашкова Дома" слышится гимн просвещению, искусству, чему-то светлому и человеческому. А сейчас это противопоставление как-будто усугубляется, благодаря появившейся недавно между Домом и Кремлем на Боровицкой площади огромной статуе Князя Владимира - Крестителя Руси темного цвета. Но об этом памятнике мы поговорим в одном из следующих постов.