Ответ напрашивается сам собой: конечно же, с чтения Евангелий! Но все-таки это не совсем правильный ответ, ибо сам вопрос сформулирован некорректно. Мы не учли, что Евангелия возникли очень давно, в совершенно незнакомой нам культурной среде, со своим языком, своими понятиями и реалиями. К тому же сам образ мышления людей той эпохи сильно отличался от нашего, от того, как мы сейчас воспринимаем мир, как читаем, как мыслим. На это можно возразить, что Библия — книга на все времена, в ней содержится Божественное откровение для каждого поколения, для каждой культуры, для каждого народа живущего на земле. Это верно. Но весь вопрос в том, как правильно понять это откровение. Как не принять за откровение что-нибудь другое? А таких случаев в истории христианства было немало. Достаточно ли для верного понимания Библии или Евангелия простого чтения, пускай многократного? В некоторых книгах, написанных на эту тему, говорится о том, что Евангелия нужно читать с открытым сердцем и непредубежденным умом. О том, что не нужно искать доказательств и что «истина сама засияет изнутри». И это правильно, но лишь отчасти. Ибо весь многовековой опыт Церкви свидетельствует о том, что в течение тысячелетий христиане изучали Библию под руководством специально подготовленных наставников. А в древнем мире учеба по написанным текстам вообще рассматривалась как негодный метод обучения. Лишь тот, кто получал знания со слов наставника или учителя, кто имел возможность задавать вопросы, обдумывать и обсуждать изучаемый предмет, наконец, просто брать пример со своего учителя, только тот в должной мере мог овладеть всей глубиной предмета. При этом Евангелия были составлены таким образом, чтобы человек, знакомящийся с ними, мог задавать вопросы наставнику и слышать его комментарий. Такие комментарии, рождаемые в лоне Церкви и передаваемые от поколения к поколению, составляют часть Священного Предания. Тогда, казалось бы, надо читать Евангелие совместно с каким-нибудь из святоотеческих комментариев, которых сейчас издано немало. Например, сегодня можно легко достать комментарии свт. Иоанна Златоуста, блаж. Иеронима Стридонского, блаж. Феофилакта Болгарского и т.д. (их даже можно найти в Интернете). Конечно, такой подход к изучению Евангелия будет правильнее. Но… поступая таким образом, мы опять совершаем одну и ту же ошибку: комментарии должны звучать вживую, они должны быть конкретными ответами на конкретные вопросы, заданные к тому же человеком, живущим в данное время и в данной стране. А иначе к комментариям, составленным более тысячи лет назад, понадобятся новые комментарии. И при этом никакая книга никогда не заменит живого общения с наставником. Отсюда следует первый и главный совет человеку, приступающему к изучению Евангелий: Вы уже пришли в Храм, Вы говорили со священником, он познакомил Вас с прихожанами, которые готовы Вам помочь. Не стесняйтесь обращаться к ним по всем вопросам, возникающим у Вас по мере чтения Евангелия. Но часто бывает, что после прочтения Евангелия у человека просто не возникает (или почти не возникает) вопросов. Это первый признак того, что он неправильно читал Евангелие, что-то не учел, о чем-то не знает или не желает знать.
Как научиться правильно читать Евангелия?
Чтобы ответить на этот непростой вопрос, попробуем выяснить, что же представляют собой Евангелия и как они возникли. Ибо от нашего представления об этих произведениях во многом зависит и то, как мы их воспринимаем. В переводе с греческого «евангелие» означает «благая весть», в частности, весть о победе. Греческий глагол, означающий «благовествовать», переводит еврейское слово «басар» — «возвещать спасение». Поэтому, прежде всего, отметим, что Евангелия — это не жизнеописания Иисуса Христа, хотя они и содержат многие исторические факты. Евангелия — это не доктрина, не изложение учения Иисуса Христа, хотя они и содержат это учение. Кроме того, особенность Евангелий состоит в том, что они ничего не доказывают, ибо их цель не доказать, а возвестить и показать. И нечто новое Евангелия показывают с разных сторон, сравнивая по аналогии с чем-то уже известным. Например, когда речь идет о Царстве Небесном, мы читаем: «Царство Небесное подобно тому-то… А еще оно подобно… И еще оно подобно…». Такое изложение материала требует от слушателя серьезной работы по осмыслению нового образа. Можно сказать, что Евангелие — это путь, предназначенный для каждого христианина. Постигая евангельскую весть о спасении, мы идем по этому пути, с которого важно не сбиться, не свернуть в какой-нибудь тупик и не остановиться на полпути. Евангелия — это своего рода «дорожная карта» для верующего в Иисуса Христа. В следующей статье мы обратимся ко времени, когда были составлены Евангелия, к той среде, в которой они возникли, к образу мышления их авторов и составителей.