Найти в Дзене
Как читать Евангелие? Евангелие от Марка
часть 5 Хронология последнего дня земной жизни Спасителя Теперь, исходя из Евангелия от Марка, давайте, восстановим хронологию последнего дня земной жизни Спасителя. Для этого нам потребуются некоторые исторические сведения. Во-первых, согласно Библии, сутки начинаются с вечера. Во-вторых, в Палестине того времени сутки делились на две части: ночь — от заката солнца до восхода, и день — от восхода до заката. В свою очередь, как день, так и ночь были поделены на двенадцать частей, которые назывались «часами». Эти «часы» отличались от современного представления о часах, потому что в зависимости от времени года их продолжительность существенно менялась...
3 года назад
Как читать Евангелие? Евангелие от Марка
часть 4 Тайная вечеря Вслед за пророческой беседой на горе Елеонской, мы читаем о том, как одна женщина помазала Иисуса благовониями. Это помазание Он воспринимает, как подготовку Своего тела к погребению. Рассказ содержит важный комментарий Иисуса: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Мк. 14,9), из которого следует, что Его грядущая смерть положит начало возвещению Благой вести по всему миру. Затем следует описание Тайной вечери. Согласно Евангелию от Марка, Тайная вечеря была пасхальной трапезой, той самой, с которой иудеи начинали праздновать праздник Пасхи...
3 года назад
Как читать Евангелие? Евангелие от Марка
часть 3 Притча о злых виноградарях Иисус сознательно шел на смерть, хорошо понимая, кем Он будет осужден. Именно им, духовным и политическим вождям иудейского народа (первосвященникам, старейшинам и книжникам) Он рассказал в Храме притчу о злых виноградарях: «И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем...
3 года назад
Как читать Евангелие? Евангелие от Марка
часть 2 Как уже говорилось ранее, в этой статье мы не будем детально разбирать Евангелие от Марка, предоставляя читателю возможность самому найти ответы на возникающие вопросы, чтобы затем обсудить их со священником или теми прихожанами, которых он порекомендует. Но в качестве примера и введения в евангельские реалии, давайте, подробнее поговорим о некоторых событиях Страстной недели. Страстная неделя За несколько дней до Пасхи, когда в Иерусалим стекались толпы паломников и его население увеличивалось в несколько раз, Иисус торжественно въехал в Священный город на молодом осле. Теперь это было...
3 года назад
Что означает «и не введи нас во искушение» в молитве "Отче Наш".
В таком виде это прошение молитвы Господней представляет собой кальку с греческого языка, и если понимать его буквально, то возникает серьезная проблема: как Бог может ввести в искушение? Или, быть может, мы неправильно понимаем слово «искушение»? Или неправильно формулируем само прошение? Давайте сначала обратимся за разъяснением к катехизису свт. Филарета. Там сказано, что «под искушением следует понимать стечение обстоятельств, при котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех», а так же о том, что «искушения приходят от нашей плоти, от мира, от других людей и от диавола»...
3 года назад
Что означает «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» в молитве "Отче Наш".
Святоотеческий комментарий на это прошение достаточно единодушен. Можно выделить две темы, на которые святые отцы обращают особое внимание: осознание наших грехов и условие, необходимое для нашего прощения. Тертуллиан: «Просьба о милости — остави нам долги наша — есть полное признание вины, ибо кто просит о милосердии, тот сознает грехи. Тем самым показывается, что покаяние угодно Богу, ибо Он более желает покаяния, нежели смерти грешника (ср. Иез. 33,11)». Свт. Киприан Карфагенский: «Сколь необходимо, сколь прозорливо и спасительно напоминание, которым мы, грешники, побуждаемся к молению о грехах,...
137 читали · 3 года назад
Третье прошение: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли!» в молитве "Отче Наш".
Это прошение обычно не вызывает сложности при толковании. Под небесами здесь понимается невидимый, горний мир, где, согласно Откровению Иоанна Богослова совершается постоянная литургия хвалы и поклонения, когда все ангелы, святые и прочие обитатели небес непрестанно «воздают славу и честь и благодарение Богу» (см. Откр. 4). Необычное построение фразы «как на небе и на земле» соответствует семитской грамматике, когда при сравнении двух понятий сначала говорится о предмете уподобления (небо), а за тем о понятии, которое должно ему уподобиться (земля) . Святоотеческий комментарий здесь достаточно единодушен...
3 года назад
Что означает «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» в молитве «Отче Наш»?
«О чем мы должны помнить, прося Бога о насущном хлебе? Согласно наставлению Господа нашего Иисуса Христа, нужно просить не более как насущнаго хлеба, т.е. необходимого пропитания, а также необходимых для жизни одежды и жилья. Что сверх этого и не является необходимостью, а служит для удовольствия, — предать воле Божией и, если дано будет, благодарить Бога, а если не будет дано — не заботиться об этом. Почему мы просим о насущном хлебе только на сегодняшний день? Повелевается просить насущного хлеба только днесь (на сегодняшний день), для того, чтобы мы не заботились чрезмерно о будущем, а надеялись в этом на Бога...
3 года назад
Что означает «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли!» в молитве «Отче Наш»?
Это прошение обычно не вызывает сложности при толковании. Под небесами здесь понимается невидимый, горний мир, где, согласно Откровению Иоанна Богослова совершается постоянная литургия хвалы и поклонения, когда все ангелы, святые и прочие обитатели небес непрестанно «воздают славу и честь и благодарение Богу» (см. Откр. 4). Необычное построение фразы «как на небе и на земле» соответствует семитской грамматике, когда при сравнении двух понятий сначала говорится о предмете уподобления (небо), а за тем о понятии, которое должно ему уподобиться (земля). Святоотеческий комментарий здесь достаточно единодушен...
3 года назад
Что означает «Да приидет Царствие Твое!» в молитве «Отче Наш»?
Во втором прошении молитвы Господа говорится о царствии Божием, т.е. о царстве благодатном, которое, по апостолу, есть праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14:17). Пришло ли это Царство? Царство Божие для одних отчасти пришло, а для других совсем не пришло, поскольку ещё царствует грех в смертном... (их) теле, чтобы... (им) повиноваться ему в похотях его (см. Рим. 6,12)». Тертуллиан: «И если осуществление Царства Господнего стоит в связи с волею Божьей и нашим неопределенным состоянием, то, как же иные желают прозябания в веке сем, когда Царство Божье, о пришествии которого мы молимся, направляется к исполнению века? Мы желаем поскорее царствовать, а не подольше рабствовать...
3 года назад
С чего же начать самостоятельное чтение и изучение Библии?
Ответ напрашивается сам собой: конечно же, с чтения Евангелий! Но все-таки это не совсем правильный ответ, ибо сам вопрос сформулирован некорректно. Мы не учли, что Евангелия возникли очень давно, в совершенно незнакомой нам культурной среде, со своим языком, своими понятиями и реалиями. К тому же сам образ мышления людей той эпохи сильно отличался от нашего, от того, как мы сейчас воспринимаем мир, как читаем, как мыслим. На это можно возразить, что Библия — книга на все времена, в ней содержится Божественное откровение для каждого поколения, для каждой культуры, для каждого народа живущего на земле...
3 года назад
Что означает «Да святится имя Твое!» в молитве «Отче Наш»?
Уже из ветхозаветных параллелизмов следует, что на библейском языке слова «святиться» и «прославляться» — практически синонимы: «…в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» (Лев.10,3). «Вот, Я — на тебя, Сидон, и прославлюсь среди тебя, и узнают, что Я Господь, когда … явлю в нем святость Мою» (Иез. 28, 22). Именно так и объясняется этот глагол в святоотеческих комментариях. Свт. Иоанн Златоуст: «Да святится» значит — да прославится». То же самое за ним повторяют блаж. Феофилакт и Евфимий Зигабен. Но каким образом может прославиться имя Божие? Если пойти от обратного, то хорошо известно, что в Ветхом Завете нередко говорится о хулении или о бесславии имени Божия...
3 года назад