По словам одного из крупнейших мыслителей XIX века Елены Блаватской, в последние мгновения перед смертью в нашей памяти воспроизводятся все события нашей жизни. Даже те, о которых мы забыли. Елена Блаватская утверждала, что у каждого человека, даже в бесчувственном состоянии, перед смертью наступает мгновение прояснения сознания, о котором умирающий уже не может рассказать живым людям. В своих трудах мыслительница объясняет, с чем связан этот феномен.
В публикации «Память в момент смерти» Елена Блаватская отмечает, что в тот миг, когда последняя искра готова покинуть тело человека, его мозг переживает всю свою жизнь. Поэтому люди, которые находятся возле умирающего, должны разговаривать тихо, чтобы не мешать спокойному ходу его мысли.
Забытый долг и спрятанные документы
Елена Блаватская приводит несколько примеров из доклада доктора Ферре, которые представил научному сообществу доказательства существования феномена воспоминаний о прожитой жизни. В своем докладе Ферре описывает особое ментальное состояние умирающих, когда из закоулков их памяти всплывают все события жизни.
Первая история, приведенная доктором, произошла с человеком, умершим от чахотки. В последние мгновения жизни больного доктору удалось вернуть его в сознание. Человек открыл глаза и стал что-то эмоционально рассказывать на фламандском. Однако никто из присутствующих не знал этого языка, как и сам умирающий.
Больному подали обрывок бумаги, на которой он написал несколько слов на фламандском. Позже оказалось, что это сообщение было написано без единой ошибки. А когда его перевели, выяснилось, что умерший неожиданно вспомнил о том, что двадцать лет назад занял небольшую сумму у своего друга и благополучно об этом забыл. Умерший просил найти этого человека и вернуть ему деньги. Но почему последнее желание было написано на фламандском, ведь всю жизнь этот человек говорил только по-французски?
Впрочем, позже кто-то из родственников вспомнил, что родители умершего решили сменить страну проживания, когда их сын еще не умел говорить. После переезда мальчик научился говорить и писать на французском. Но в последние минуты жизни он вспомнил и свое детство, и тот язык, на котором когда-то разговаривали его родители.
Вторая история, приведенная доктором Ферре, не менее поразительна. Умирала девушка, которая страдала лунатизмом. Во время снохождения она имела привычку прятать вещи, которые попадались на ее пути.
Однажды ночью девушка поднялась с кровати, отправилась в кабинет отца и взяла оттуда несколько важных бумаг с завещанием. Она спрятала их в домашней библиотеке.
Отец девушки был нотариусом. Наутро он обнаружил пропажу важных документов. В доме поднялся страшный переполох. Бумаги так и не были найдены, а отец девушки лишился своего доброго имени и работы.
С той истории прошло девять лет. Дочь известного некогда нотариуса заболела чахоткой. В последние минуты своей жизни девушка увидела картину, как она прячет бумаги отца в одной из колонн библиотеки. В этот момент она очнулась от забытья. Ее лицо было искажено из-за сильных эмоциональных переживаний.
Девушка плакала и говорила, что это она взяла документы. Умирающая успела рассказать, где они спрятаны. Бумаги были найдены в указанном месте.
Две памяти человека
По словам Блаватской, эти и подобные примеры служат доказательством того, что у каждого человека есть две памяти. Если сказать точнее, два состояния сознания – высшее и низшее (память души и память мозга).
В тех случаях, когда события нашей жизни стираются из памяти мозга, они продолжают храниться в памяти души. Все мысли, которые появляются в нашем низшем сознании, вытесняясь другими, оседают в глубинах памяти души и продолжают оттуда воздействовать на нас, но мы этого не осознаем.
В памяти души хранятся и понятия о бесконечном, но эти понятия не в силах просочиться в наш мозг, так как это превосходит его способности.
По словам Елены Блаватской, в последние мгновения жизни наши две памяти на мгновение воссоединяются.
– И если человеческая память является частью его души, то последняя неизбежно должна быть вечной. Наука это отрицает, но есть бессчетные факты, что наш мозг, будто затворник, соединен незримыми цепями с тайнами Высшего Разума, – говорила Блаватская.