Найти тему
Полярная крачка

Весенняя тоска и безнадёжность в «Оттепели» Фёдора Васильева | Природа в искусстве

Циклон, бушующий над нами, поменял местами март и апрель. Всё замело, чистый и сухой асфальт скрылся под мокрой кашей, и, глядя в окно, я вспоминаю унылую и безнадёжную атмосферу знаменитого пейзажа Фёдора Васильева. Решила этой картиной, прямо противоположной солнечному «Марту» Левитана, о котором писала недавно, продолжить рубрику «Природа в искусстве».

Когда я думаю о художнике Васильеве, меня охватывает грусть. Он был талантливым молодым человеком из простой семьи. С подросткового возраста работал на почте и любил рисовать. Будучи одарённым живописцем, быстро вошёл в круг известных пейзажистов своего времени. С Шишкиным он ездил работать на Валаам, с Репиным путешествовал по Волге.

Иван Шишкин был другом, наставником и свояком Васильева, он был женат на его сестре. Евгения Васильева — та самая «Дама с собачкой».
Оттепель (1871), Государственная Третьяковская галерея
Оттепель (1871), Государственная Третьяковская галерея

Позже, создавая «Оттепель» — самую нашумевшую свою картину, Васильев простудился, и вскоре заболел туберкулёзом. Чтобы поправить здоровье, он уехал в Крым, где провёл следующие два года. На полуострове он создал много работ, но вылечиться Васильеву не удалось. Он умер в возрасте 23 лет и был похоронен в Ялте.

Зная о судьбе художника, несколько иначе воспринимаешь написанное им. «Оттепель» — пейзаж сильный и грустный. Мокрый, кое-где подтаявший снег, низкое серое небо с редкими белыми мухами, вырывающимися из тучи в центре полотна, слегка припорошенные деревья и кусты, разбитая грязная дорога, посреди которой разлившаяся то ли река, то ли болотистая запруда, то ли просто лужа.

Это перекрёсток, на котором надо выбрать какое-то направление, чтобы идти дальше. Но никуда идти не хочется. Повсюду тягучая безнадёжность и беспросветность. Холодно. Справа покосившаяся изба, в которой, скорее всего, уже давно никто не живёт, прямо — чистое поле, в котором завывает ветер, в центре — тёмный лес. Две человеческие фигуры — путник с ребёнком — на дороге выглядят потерянно.

«Оттепель». Фрагменты
«Оттепель». Фрагменты

Во всём этом чувствуется одиночество и тоска. Мы одни в этом глухом, затянутом мглой, безжизненном пространстве. И кажется, что надежды нет. Но на самом деле она есть.

Заметили посветлевшее небо в правом верхнем углу холста? На мгновение тучи разошлись и показалось солнце — мы его не видим, но чувствуем тёплый свет, наполнивший облака. Возможно, сильные порывы ветра унесут снеговые тучи за лес, и буквально через полчаса на небе появится ещё больше просветов и голубых лоскутов, как я это замечала в природе множество раз.

Другая важная деталь — ребёнок. В одном из первоначальных эскизов Васильева изображена лишь одинокая фигура взрослого, но в окончательном варианте есть и ребёнок — символ жизни, надежды и радости. И, заметьте, именно ребёнок выбирает путь. Он вытягивает руку прямо и показывает взрослому, куда надо идти.

«Оттепель», эскиз. Государственная Третьяковская галерея
«Оттепель», эскиз. Государственная Третьяковская галерея

И другая деталь — птицы. В мире, лишённом жизни и надежды, не будет животных и птиц, не будет слышно их пения, не будет их привычной суеты. Но в окончательном варианте пейзажа они есть и занимают вместе с людьми центральное место.

Общее впечатление от картины тягостное и грустное. Но, если внимательно присмотреться, если поискать, зацепиться взглядом не за пустынное поле, а за детали, то даже в таком безнадёжном и бескрайнем пространстве найдешь проблески света и надежды.

Другие публикации из рубрики: