Мой рассказ о моей совсем не героической срочной службе потихоньку подходит к маю 1986, когда я был переведён в 348ВСО для откомандирования в в/ч 14311, Читинский Военпроект, так что, пожалуй и пора бы рассказать и о Военпроектах.
Хочу немного рассказать о самых странных, на мой взгляд, воинских частях не только «стройбата», но и вообще, МО СССР. Скажу сразу – всей информацией не владею, то, что напишу, это личные впечатления и информация из различных источников. Но полной картины у меня нет. Информация в Интернете об этих частях отрывочна, часто явно неправдоподобная или чрезмерно пафосная. Но мне очень интересно было бы узнать всю структуру Советского «стройбата» досконально. Речь не о собственно воинских частях, выполнявших работы на строительных площадках, это как раз не очень интересно.
Интересно другое – кто формировал ТЗ (технические задания), как работал Авторский Надзор, кто вообще, был куратором от Заказчика. Как стыковали части проектов, точнее не так - кто вообще, разрабатывал «начинку» сложных военных объектов, как её «привязывали» к общестроительным работам, кто был интегратором всего этого. Как вообще, взаимодействовали проектные организации МО СССР?
Я всю жизнь проработал в основном на Пусковых Объектах различных Отраслей. Был Заказчиком, Подрядчиком, вёл работы самостоятельно, проектировал, составлял ТЗ, но даже сейчас со своим сорокалетним опытом я не понимаю, как всё было в Советской Армии. Так что не судите строго. Ещё раз – про Строительство Промышленных и Гражданских Объектов я знаю очень много, а вот как строили в Советской Армии? Загадка!
Итак, как я думаю, вы уже поняли из названия данной публикации речь пойдёт о Военпроектах, Военных Проектных Институтах. Чтобы не множить сущности скажу вот что – те, кто постарше, кто начал работать во времена СССР, наверняка слышали, сталкивались, а может даже и работали в Гражданпроектах – Томскгражданпроект, Красноярскгражданпроект, Самарагражданпроект итд. Короче, «лепите» любой город к слову «гражданпроект» и получите проектную организацию, которая была в каждом городе СССР. Чем они занимались? Гражданским строительством! А чем же ещё? Точнее разработкой проектов для объектов гражданского строительства.
Военпроекты занимались военным строительством. Как я понял (смотри выше!), в основном строительством Армейской инфраструктуры – казармы, ДОСы, столовые, КПП, площадки хранения техники, заводы по ремонту техники, парки ГСМ итд.
Но скажем, строительство ШПУ (шахтных пусковых установок), стационарных позиций ПВО, это вроде не было прерогативой Военпроектов. Во всяком случае, я много времени провёл в библиотеке в/ч 14311, Военпроекта, в котором я служил второй год своей службы и не нашёл ответ на свой вопрос.
Почему я не задал его офицерам? Во-первых, секретность, во вторых я всё старался постичь своим умом, в третьих, хоть с офицерами в/ч 14311 у меня были дружеские отношения, я чётко понимал, что я рядовой, а они офицеры. Хотя даже пили вместе, бывало, они меня по имени отчеству называли – просто уважали.
Да и что понтоваться- другие тогда у меня были интересы, моя жизнь как Производственника только начиналась
Попадались мне и документы с грифом «ДСП» (для служебного пользования), разумеется, у меня, фактически Главного Энергетика (об этом позже, в других публикациях) был доступ во все кабинеты.
Я не шпионил, но Проекты я ведь видел! В общем, судя по всему Военпроекты не занимались, так скажем, «Промышленным» строительством.
Ещё раз, чтобы понятнее, на примере ШПУ. Судя по всему Военпроект не работал над всеми частями Проекта нашей гипотетической ШПУ – начиная от частей АС (архитектурно-строительной), заканчивая частями ТХ, ЭМ, АТХ, ОВиВК, ПС,АСПТ,ТСО, СС и прочими(аббревиатуры современные, чтобы было более понятно, старые, Советские уже давно забыты, только такие старпёры как я их помнят, да и то, смутно).
Если мы говорим ШПУ, то Военпроект разрабатывал проект казарм и столовой личного состава, подъездные пути (но до территории самих площадок ШПУ), электропитания (до вводов площадок), сети отопления, водоснабжения и канализации(те самые ОВиВК, аббревиатура, которую и расшифровывать не нужно, она со времён СССР без изменений – но если кто забыл- Отопление и Вентиляция, Водоснабжение и Канализация) итд. А вот какой Институт разрабатывал части Проекта ШПУ(повторюсь, ШПУ просто пример, не более того) ? Загадка, ответа у меня нет.
Служба в Военпроекте была синекурой для офицеров.
Наверное, каждый офицер Советской Армии мечтал попасть в Военпроект(если конечно, знал о такой части). Самое главное то, что в Военпроектах практически не было задержек с присвоением званий. «Пятнадцатилетние капитаны» в Военпроектах были редкостью. Чаще всего офицеры Военпроектов уходили на пенсию подполковниками или вообще, «бараньей головой», сиречь полковниками.
Не вникал в штатное расписание, не было мне это интересно, но похоже штатное расписание было очень гибким, в отличие от других частей МО СССР.
По некоторым сведениям(не точным!) для получения звездочек старшего командного состава офицерам Военпроектов не была нужна Академия, просто переводили их на подполковничьи и полковничьи должности и просто лепили 2 или 3 большие звёздочки (но думаю, что это сказки, брехня).
Отношения в Военпроектах были как в большинстве Советских НИИ, КБ, проектных институтах. Огромное количество женщин, всех возрастов, достаточно много служащих мужчин, не офицеров, на разных должностях. Тут быть если быть "сапогом", могут просто не понять. Не "построишь на подоконнике с матрасом" пожилую чертёжницу или молодого служащего Советской Армии.
Ну что я Вам рассказываю? Все видели такие фильмы как «Служебный роман», «Гараж», «Чародеи», да хотя бы и «Бриллиантовая рука!» (напомню, Семён Семёныч Горбунков работал в Гипрорыбе) – вот точно так же, как в этих фильмах и было в Военпроектах, разве «сказочности» не было, но суть взаимоотношений передана достаточно точно.
Были свои "комплоты", какие-то "тёрки", как в любом коллективе, но общая атмосфера была дружеской. В отличии от строевых частей в Военпроектах Армейского была мало - дежурство по части, да периодические строевые смотры.
Вот этот эпизод мне сразу напомнил Военпроект.
Примерный «расклад» по должностям в Военпроектах (для тех, кто был занят в проектировании) Проектировщик – старший лейтенант. Ведущий специалист – капитан, Зам начальника отдела – майор, Начальник отдела – полковник. ГИП (Главный Инженер Проекта) - полковник. Главный Инженер – полковник. Командир части – генерал лейтенант.
Генеральская командира была должность только у Головных Военпроектов. Насколько я владею информацией это Хабаровский, Новосибирский, Московский, Свердловский и вроде Киевский и Ленинградский.
Читинский Военпроект, в/ч 14311, в котором я служил, был филиалом Хабаровского, поэтому должность командира была полковничьей.
В целях маскировки и сохранения тайны офицерский состав Военпроектов носил форму других родов войск. Офицеры Читинского Военпроекта носили лётную форму, эмблемы авиации. С этим было связано много курьёзных случаев на строительных объектах, но об этом, даст Бог, напишу.
Офицеры Военпроектов, как правило, не были кадровыми офицерами. Это по большей части либо «пиджаки» (призванные после окончания ВУЗа с военной кафедрой офицеры срочной службы), оставшиеся служить, либо студенты обычных, гражданских ВУЗов, которым было предложено распределение в подобную часть. Кадровые офицеры в Военпроекте были, но их было мало.
И насколько я могу судить, командование таких частей, которые сами чаще всего были «пиджаками» не особо приветствовали строевых офицеров в своих рядах. Некая «корпоративная солидарность».
Да, были погоны, были звёздочки на них, был Армейский дурдом (куда уж без него?) но у меня сложилось мнение, что я в обычном Гражданпроекте, с которым немного «столкнулся» до Армии.
Военпроекты были крупными организациями, занимавшими большие здания, выполнявшими приличный объём проектных и изыскательских работ, но так как это была Армейская структура то тут никак не обойтись без военнослужащих срочной службы - дешёвой рабочей силы любой квалификации на выбор.
Насколько я владею информацией, в штатное расписание Головных Военпроектов официально входили военные строители срочной службы.
К Военпроектам, которые являлись филиалами, воинов срочников, как правило, прикомандировывали. Это часто вызывало трения с вышестоящим командованием, которому рядовой и сержантский состав был как кость в горле.
К примеру, «война» с командиром Строительного Управления ЗабВО генерал-майором Гайдуком за нахождение срочников в Читинском Военпроекте шла постоянно. Но я кстати, её выиграл (но об этом позже).
Какие должности занимали военные строители срочной службы? Во первых, это операторы множительной техники.
Срочники также занимали такие должности:
- Сантехник (теплотехник), точнее специалист по водотеплоснабжению, вентиляции и канализации;
-Электрик (энергетик);
-Лаборант, фотограф, художник;
-Рабочий здания (универсальная должность), специалисты выполнявшие все виды работ по обслуживанию и в случае необходимости строительству сооружений, в которых размещался Военпроект;
-Водитель – обычно дежурного автомобиля, но по непроверенным сведениям и к примеру, водитель буровой или крановой установки;
-Слесарь-ремонтник по ремонту оборудования, автотранспорта;
-Связист.
В Военпроектах, на которых была САПР, к примеру, на базе серии СМ-1800, были и программисты, и специалисты по ЭВМ из состава срочной службы.
Кстати, в монтаже САПР на базе СМ-1810 Читинского Военпроекта я принимал участие. Не как программист, как Энергетик. Эта ЭВМ штука хитрая в плане электропитания.
По непроверенным данным, воины срочной службы могли входить в состав экспедиций, топографических отрядов, работать на передвижных буровых установках.
Были и проектировщики в различных отделах. Но это, наверное, самая «блатная» должность для срочника в Советской Армии, «круче» сложно представить. Как попадали на такую должность мне неизвестно, но точно знаю, что, к примеру, проектировщик, работавший в одном из отделов, родственник какого-то крупного Армейского Чина.
Работал этот проектировщик с 9 утра до 5 вечера, суббота воскресенье выходной, в части он был на присяге и при получении документов. Зарплата у него по непроверенным сведениям была около 150 рублей в месяц. Коренной ли он был Читинец, жил у кого-то из родни, снимал ли жильё, не знаю. Особо мы с ним не общались.
Названные должности, как правило, не являлись такими в штатном расписании. Это перечень выполняемых срочниками обязанностей, в реальности оператор множительной техники мог быть оформлен как разнорабочий, электрик как лаборант (так был оформлен я, к примеру).
Попасть на службу в Военпроект для воина срочной службы, было сродни выигрышу «джек-пота» в лотерею. Хотя «дедушки» в таких подразделениях были, но никакого беспредела просто быть не могло – за эти должности держались всем, чем можно.
Воинов для Военпроектов подбирали исключительно из строительных частей. Сведениями о том, могли ли «подтянуть» в Военпроект воина из «боевой» части, то есть не из «стройбата» я не владею.
Не могу сказать про все Военпроекты, но вот тот, в котором я служил, был отличной конторой! За исключением двух уродов, старлея Полунина и капитана Ченцова офицеры были просто отличными мужиками! Что же касается женской части коллектива…
То тут надо понять, что большая часть это обычные гражданские тёти, которые часто с материнской заботой относились к нам, срочникам. Что касается молодых девчонок, то тут не буду ничего говорить, чтобы не было ёрничанья и пошлости, затопившей сейчас всё.
Хорошие были девчата. Один из моих сослуживцев создал семью, несмотря на все препоны, которые ставили отец его любимой, Вероники. Может, напишу и об этом. Интернет странная штука, может, прочитает эта и та, с которой возможно, у нас что-то бы и вышло. Жанка, прости меня, дурака старого!
Вот как-то так, о Военпроектах. Рвано, я понимаю, точно знаю, что есть ошибочные суждения, но повторюсь, мало сведений.
Я натворил в жизни много глупостей, совершил много досадных, глупейших ошибок, но самой большой моей ошибкой стала одна – то что я не остался служить офицером в/ч 14311, ставшей мне за год службы по настоящему родной. Но об этом тоже напишу, Бог даст.
Низкий поклон всем офицерам в/ч 14311, даже Полунину и Ченцову.
Нашему «папе», капитану Размахнину мой поклон до самой земли. Как и капитанам Юшину, Паше Садовникову, Расиму Михайловичу Пашкевичу, подполковнику дяде Васе Полищуку, старлею Ильгат Мингаянновичу(забыл фамилию!) и многим другим, в том числе и гражданским, особенно моему второму «папе», Виктору Григорьевичу Верёвкину.
Моя служба в в/ч 14311 несмотря на все трудности была одним из лучших эпизодов моей жизни. Это помимо общения с отличными людьми, был бесценный опыт монтажа, общестроя, обслуживания различной техники, а также и проектирования. С огромным уважением, Ваш Электрик