Найти в Дзене
Сити21

Кто создал русскую музыку?

Оглавление

Первой мыслью, что приходит в голову, когда слышишь этот вопрос, становится: русский народ. Но это не совсем так, если мы говорим о классической русской музыке, которую изучают в академиях, исполняют в консерваториях и оперных залах. Той русской музыки, которая вскружила голову западному миру своей сложностью и самобытностью, долгое время не существовало. Анна Виленская, музыковед и просветительница, в рамках курса «Университет 8 кленов» рассказывает, что же повлияло на русскую музыку и само ее становление.

Анна Виленская. Автор двух курсов по теории музыки на платформе PIMA, редактор Союза композиторов России. Академический музыкант, популяризатор классической музыки, эксперт, практичкующий лектор
Анна Виленская. Автор двух курсов по теории музыки на платформе PIMA, редактор Союза композиторов России. Академический музыкант, популяризатор классической музыки, эксперт, практичкующий лектор

Зарождение русской музыки

Русская музыка до 18 века, конечно, существовала. Были и хоры, и оркестры, но после правления Петра I и его наследников долгое время «правильной» и эталонной считалась европейская музыка. Композиторов и музыкантов отправляли учиться в Европу, откуда они приезжали, напитавшиеся западной культурой, и исполняли то, чему научились за границей. Все это напоминало слабый копипаст Европы, пока на сцену не взошел композитор, добавивший к европейской форме свое авторское видение.

Этим композитором был Михаил Иванович Глинка. Он происходил из семьи богатых помещиков и имел возможность учиться за границей: по зову сердца он отправился в Германию и Италию, и там изучал музыку, знакомился с композиторами. Затем он вернулся в Россию и в работе над своими произведениями и операми стал добавлять не только «совершенные» европейские формы, но и традиционные русские мотивы, звучание инструментов и голосов, не похожее на итальянское бельканто. Он добавил фольклорное пение, которое строилось на крике, а не на чистом «идеальном» звуке. Как в случае с Пушкиным, общественность и другие композиторы взглянули на произведения Глинки, провели некоторое время в культурном шоке, а потом воскликнули: «А что, так можно было?» и пошли творить.

Михаил Иванович Глинка
Михаил Иванович Глинка

Русская музыка после Глинки

Можно сказать, что Михаил Иванович своей работой задал тренд на использование фольклорных мотивов, которые потом подхватили и развили другие композиторы. Более того, кроме самого звучания они начали использовать более близкие русскому менталитету сюжеты и формы.

Одной из популярных тем стал «Русский Восток». Кавказская музыкальная традиция, в том числе напевы, стали важной частью таких произведений, как «Шахерезада» и «Садко» Римского-Корсакова. Второй неотъемлемой частью русской классической музыки явились сказочные и исторические сюжеты.

Звучание Кавказа также докрутил Бородин, а Мусогорский со своей оперой «Борис Годунов» дал такое масштабное и сложное звучание, что ее до сих пор считают одним из самых драматичных фрагментов русской классической музыки. Конечно, следом за ними сложность и многоуровневость произведений подхватили и другие композиторы, многих из которых мы знаем со школьных лет: Бородин, Чайковский, Балакирев.

Во многом на развитие и самобытность русской музыки повлияли личность и происхождение композиторов.

Балакирев, не самый известный композитор, который собрал вокруг себя «Могучую кучку», еще будучи их учителем. Он был из бедных чиновников: ему приходилось все время работать, давать уроки музыки, чего не делали никакие другие композиторы, им было это просто не нужно. И вот через эти музыкальные уроки он и собрал «Могучую кучку». История могла бы повернуться иначе, если бы Балакирев был из другого сословия.

Милий Алексеевич Балакирев
Милий Алексеевич Балакирев

Мусоргский был дворянином. И, мне кажется, если бы он им не был, у него были бы совершенно другие взгляды на социальное расслоение. И благодаря тому, что, в том числе, он — дворянин, у нас есть «Борис Годунов».

Модест Петрович Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский

Чайковский — из семьи чиновников. Отец его был городничим в Воткинске, их семья сделала очень многое для развития города. И вот Петр Ильич как раз вырос в такой семье праведных чиновников, которые действительно работали на благо страны. Тоже интересно: если бы он был крестьянином, он бы не мог поехать из Воткинска, который страшно далеко, в Петербург, получить там образование, сходить случайно в оперу и стать композитором.

Пётр Ильич Чайковский
Пётр Ильич Чайковский

Римский-Корсаков — главный сказочник русской оперы, по происхождению, как и Глинка, был дворянином. Его семья имела большое влияние в Санкт-Петербурге, крупные связи во флоте, а сам Николай Андреевич (возможно, в силу родословной) очень любил порядок и системность. Именно это позволило ему настроить и отладить все музыкальное образование Петербурга: он основал академии, консерваторию.

Николай Андреевич Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков

В западной культуре музыка развивалась от архаичной и фольклорной к высокой и академической. В России этот процесс шел, наворачивая крутые виражи. Можно сказать, что у нас сначала была фольклорная музыка, потом ее вытеснила академическая европейская, затем два этих направления смешались и произвели такой самобытный и яркий бум, который звучит до сих пор.