Найти в Дзене

Чем отличается кунг-фу от у-шу и чуань-фа

Вопрос выглядит совершенно глупым. Но зато за ним скрывается очень важный смысл.

Что такое у-шу? Понимание этого термина позволяет узнать много нового о боевых искусствах.

Все привыкли, что у-шу переводится как боевое искусство. Но некоторые специалисты говорят, что иероглиф «У» состоит из двух иероглифов: «Клевец» и «Остановить». И тогда у-шу будет переводиться как Искусство остановить клевец. И что это за птица такая – Клевец?

Чтобы понять суть оружия под названием клевец, нам надо для начала понять Европу. Расцвет греческой цивилизации – это изобретение фаланги. Фаланга – это строй воинов, в котором они строятся шеренгами сомкнув щиты. Получается такая себе крепостная стена на ровном месте. И из этой стены торчат копья. Именно фаланга и была основой стойкой обороны 300 спартанцев.

Благодаря фаланге греки могли бы подчинить себе множество стран. Но фаланга не умела «ходить». При передвижении, например, чтобы добить противника, строй нарушался. Фалангу научили ходить римляне. Они разбили ее на квадраты – манипулы, которые строились в шахматном порядке. А при сближении с противником смыкались в стену-фалангу. Именно за счет этого строя римляне завоевали кучу земель. Жившие на них племена ничего противопоставить фаланге не могли, не смотря на значительное численное превосходство.

Китайский клевец – это длинная палка, типа копья, но сверху перпендикулярно палке «примотан» ножичек, лезвие. Чем-то напоминает клюв в итоге. И суть в том, что этим клювом можно бить сверху, плюс еще можно хватать и тянуть как багром. И фаланга клевцу не указ, поскольку стена щитов защищает от ударов спереди, но никак не сверху. К тому же клевец имел хорошую пробивную силу, чтобы проходить сквозь латы. А к этому еще можно добавить то, что клевцом можно бить по-разному, с разных направлений.

Так что в итоге, в древние времена клевец оказался очень даже серьезным оружием. И нужно было думать, как от него защищаться. Вот так в Китае и появилась идея фехтования. Это методы, как защититься от клевца, как сбить его в сторону и после этого атаковать.

Надо сказать, что в Европе идея фехтования стала развиваться только с появлением скоростной трехгранной шпаги. До этого бойцы рассчитывали только на собственные силу, скорость и ловкость, ну, и конечно, на фортуну. Даже когда Испании появились рапиры, фехтованием никто не озадачивался. Вот поэтому боевых искусств как таковых в Европе и не было.

Но Китай обладал еще очень важной особенностью. Это большая страна, в которой навести порядок в древние времена было невыполнимой задачей. И люди жили не просто деревнями, они жили кланами. Каждый клан сам думал о своей защите от разбойников и от других кланов.

В деревнях с нормальным оружием было туго. Поэтому в качестве оружия могли применяться различные сельхозинструменты и всякие ремесленные поделки. Такое псевдооружие не может быть эффективным. Но идея фехтования против клевца показала, что против эффективного оружия можно сражаться примитивным оружием, если знать некие приемы.

А в дополнение к оружию можно было бы добавить приемы рукопашного боя голыми руками и ногами. Каков в этом смысл? Если у вас в руках слабое, короткое оружие, то вам придется вертеться как уж на сковородке. А недостатки качества оружия при определенных обстоятельствах можно компенсировать ударами ног, например. Более тренированные могли использовать и руки.

И вот здесь надо хорошо понимать, что рукопашный бой китайских «колхозников» был заточен под оружие. Его задача была дополнять оружие, помогать оружию, помогать фехтованию. Поэтому он и строился на базе фехтовальных приемов с оружием, был похож на имитацию оружия руками и ногами.

Вот это и есть у-шу. У-шу – это система фехтования и обслуживающего ее рукопашного боя, которые позволяют более слабым оружием побеждать более эффективное.

Чуань-фа – это совершенно другое направление, с другой эволюцией. Это направление Шаолиня. Монахам было нельзя иметь оружие как бы по «предписаниям» Буддизма. Но им были нужны физические занятия, и нужны приемы самозащиты от разбойников. Поэтому Шаолинськое направление стартовало от «пустой руки», от кулака, а не от оружия. На первом месте изучался кулачный бой, потом на него «повесили» шесты и палки. Но Китай был слишком беспокойной страной, и Шаолиньскому монастырю не было суждено идти только путем Будды. Пришлось принимать участие в военных и политических разборках. Так что неудивительно, что монахам пришлось взяться за всякое оружие, типа мечей и копий.

Подведем на этом этапе некий итог. Рукопашный бой голыми руками в у-шу – шел от оружия, являлся дополнением к оружию. Поэтому в нет размашистых движений, сложных приемов и т. п. Его задача быстро и эффективно убить противника.

Рукопашный бой Шаолиня – шел от голых кулаков. Он учитывал то, что монаху придется сражаться в одиночку против разбойников, и разбойников, в том числе, вооруженных. Поэтому кулаки должны были мелькать туда-сюда, надо было уметь очень быстро перемещаться и совершать неожиданные, непонятные для врагов действия. Поэтому это направление и называлось кулачным искусством – Чуань фа.

С течением времени у-шу и чуань-фа пошли в народ и стали смешиваться и во многих стилях образовывали нечто третье, некую смесь. Но нам нужно очень хорошо понимать, что техники смешать можно, а вот логика и методика обучения, применения – в разных направлениях так и остались различными.

Кунг фу – это третья вещь. Она ближе идет от охотников и следопытов, которым часто приходилось быть со зверем один на один, знать и понимать повадки и способы атаки хищников. И когда на такие знания легли методы Чуань-фа, это превратилось нечто в третье. Это что-то среднее между у-шу и чуань-фа и психологией, повадками хищных зверей. Если в у-шу человек пытается голыми руками имитировать оружие, то в кунг-фу человек пытался имитировать когти и зубы хищников. Так и появились пальцевые школы в боевых искусствах с измененными состояниями сознания.

В процессе эволюции все это перемешивалось в разных стилях. Поскольку пальцевые методы очень сложны, то во многих стилях китайских БИ они используются лишь частично, на уровне отдельных приемов.

Кунг-фу по китайски – это высокое мастерство, а в у-шу и чуань-фа, в любом стиле БИ пальцевая техника со сложными передвижениями и сдвинутой психикой будет считаться наивысшим мастерством. Поэтому она и называется кунг-фу.