Александр Михайлович Бутлеров – замечательный русский ученый, химик, создатель теории химического строения органических веществ.
Великий химик
Саша со школьных лет увлекался физикой и химией. Он любил с друзьями проводить различные опыты, которые иногда заканчивались печально. Когда один из опытов завершился взрывом, Бутлерова наказали: на три дня отправили в карцер, но во время обеда приводили в столовую. На грудь ему вешали черную доску с надписью «Великий химик». Знали бы учителя, как точно они предсказали будущее своему ученику!
Визитная карточка
Бутлеров отличался огромной физической силой. Захоти он, легко мог бы выступать в цирке в роли силача, жонглирующего пудовыми гирями.
Однажды он зашел к товарищу, но не застал того дома. Визитные карточки в молодости он не носил, но зато придумал, как дать знать приятелю, кто к нему приходил. Увидев в углу кочергу, Бутлеров, недолго думая, согнул её в виде буквы «Б» и ушел.
Получив такую «визитную карточку», друг сразу понял, кто её оставил.
Соавтор открытия
Может ли кот стать соавтором крупного научного открытия? Если кто-то думает, что нет, то заблуждается. Речь пойдет об известном химике Бернаре Куртуа (1777- 1838), которому кот помог сделать открытие в химии.
Куртуа приготовил настой золы морских водорослей в спирте. Рядом находился сосуд со смесью серной кислоты и железа. Куртуа отвлекся, потому что ему надо было позавтракать. На его плече примостился домашний кот. Вдруг что-то привлекло его внимание – кот прыгнул, перевернул стоящие рядом колбы. Жидкости потекли на пол и смешались. И вдруг Куртуа увидел, что над ними заклубился сине-фиолетовый пар, при оседании которого стали образовываться кристаллы с металлическим блеском и резким запахом. Это были кристаллы иода, который получил свое название от греческого слова «фиолетовый».
Так обычный кот стал соавтором очень серьезного открытия в хим
Причина выбора
Адольф Байер (1835-1917) – немецкий химик-органик, лауреат Нобелевской премии по химии, обладал своеобразным чувством юмора. Например, вот как он рассказывал, почему выбрал химию в качестве своей профессии.
Сначала я решил заниматься физикой и математикой. Я так поумнел, что даже самому было страшно. Но потом я служил вольноопределяющимся в гвардейском полку в Берлине. Служба так на меня подействовала, что я понял – вернуться к математике, а тем более к физике уже не получится. Осталась химия – мне сказали, что это чудесная наука, потому что здесь не надо ничего считать, а можно предаваться созерцанию на протяжении всех четырех времен года. Это мне понравилось.
Но на самом деле Байер уже в двенадцать лет открыл новую двойную соль – карбонат меди и натрия. Полученные на праздники деньги он тратил на химические реактивы, например, покупал индиго для опытов. После долгих занятий Байер сумел синтезировать индиго, что было блестящей победой органической химии.
И на Солнце есть … золото
Однажды Густав Роберт Кирхгоф (1824-1887) – немецкий физик и химик, рассказывал в популярной лекции о фраунгоферовых линиях и спектральном анализе. Он заметил, что, благодаря этим линиям, мы точно можем сказать, что в атмосфере Солнца есть железо, хром, гелий. Но больше всего слушателей заинтересовало высказывание о том, что на Солнце есть золото. Один из слушателей, банкир, заметил ученому:
- А какова польза этого знания? Вот если бы я мог достать это золото с Солнца…
Через некоторое время Кирхгоф был награжден за открытие спектрального анализа английской золотой медалью и другими золотыми ценностями.
Встретив банкира, ученый показал ему полученное золото и сказал:
- Вот видите! Я всё-таки достал золото с Солнца!