Для многих обычно представление об арфе как об исключительно женском инструменте – вероятно, не в последнюю очередь благодаря образам прекрасных дам с арфами, запечатленным живописцами.
Действительно, сегодня это едва ли не единственный инструмент, среди исполнителей на котором женщин больше, чем мужчин. Но так было далеко не всегда. Столетиями во многих культурах арфа и другие родственные ей инструменты были почти исключительно мужскими. Пожалуй, первым известным арфистом можно считать еще библейского царя Давида, игравшего вместе с собратьями «на арфах и лирах».
Сюжеты, связанные с царем Давидом, в живописи встречаются очень часто, и одним из его атрибутов является именно арфа. На чем на самом деле играл Давид, сейчас установить трудно, поэтому художники изображали те инструменты, которые бытовали в их время. На картине Яна де Брая в руках библейского царя 19-струнная ручная арфа, напоминающая кельтскую. Ее можно было легко носить с собой и, по-видимому, она была весьма распространена в музыкальной практике XVII века – Михаэль Преториус в труде Syntagma musicum приводит изображение схожего инструмента, называя его «обычной арфой».
Многострунные щипковые инструменты арфового типа или близкие им – гусли, кифары, лютни, цитры – бытовали почти везде. На них играли поэты-кифареды в Древней Греции, бродячие певцы-барды в Ирландии и других северных странах, пастухи-льянерос в Южной Америке...
Постепенно распространяясь по Европе в Средневековье, Возрождение и в Новое время, арфа менялась – совершенствовалась ее конструкция и внешний вид, появлялся репертуар. К XVIII веку арфа стала весьма популярным инструментом, а умение играть на ней было признаком благородного воспитания. Домашнее музицирование на арфе стало первой музыкальной «территорией» нового времени, полностью оказавшейся женской. Однако профессиональная среда оставалась консервативной – сделать сольную карьеру женщине было трудно. Первая арфистка, получившая мировую известность – Анриетта Ренье – в 1887 году, 13 лет от роду, была удостоена первой премии на экзамене-конкурсе в Парижской консерватории, но права преподавать в своей альма-матер так и не получила и давала частные уроки.
И профессорские должности в консерваториях, и позиции солистов в оркестрах оставались мужскими. К профессорам-мужчинам восходят многие современные арфовые школы: так, «прапрадед» почти всех нынешних петербургских исполнителей на арфе – обрусевший немец Альберт Цабель, солист оркестра Мариинского театра.
XX век уравнял оба пола в правах – в пантеоне великих мастеров соседствуют и арфисты, и арфистки. Этот тезис подтверждает тот факт, что 5 по 10 апреля уже в шестой раз по инициативе арфистки Мариинского оркестра Софьи Кипрской проходит фестиваль «Северная лира».
#северная лира #мариинский театр