Ушел из жизни Владимир Жириновский. Начну с того, что выражу соболезнования его родственникам и однопартийцам. Фигура Жириновского имела ключевое значение в ЛДПР на всех этапах с самого начала. Именно благодаря ему поддерживался высокий интерес к партии и ее популярность.
Для партии, построенной по «вождистскому», как говорят политологи, типу, уход первого лица это стресс, даже шок, поскольку все внутреннее строение партии в таких системах замыкается на одного человека. Владимир Жириновский всегда критично относился к Ленину, но сейчас его партия, в известном смысле, будет переживать тот же процесс, что и партия большевиков после смерти Ленина.
Да, есть близкие соратники, но перед ними стоят непривычные сложные задачи – выдвижение нового лидера, нахождение консенсуса по этому вопросу или переход к коллегиальному формату управления, а также в той или иной степени ребрендинг партии. Это серьезное испытание.
Существенным подспорьем здесь будет наличие фракции в Государственной думе и других представительных органах власти. Партия сохраняет парламентский статус, и у ЛДПР есть определенный запас времени, чтобы, оправившись от дней скорби, найти новый режим работы, представить избирателям новые фигуры, наработать новый политический капитал, который позволит ей сохранить статус в системе думских партий.
Что касается Нижегородской области, то в ЛДПР региональные руководители никогда не имели существенного самостоятельного веса, они могли совершенно безболезненно заменяться, и в ближайшей перспективе такое положение сохранится.
В партийной верхушке ЛДПР Нижегородскую область представляет Александр Курдюмов. Как изменится его возможность влиять на жизнь партии и региона, будет зависеть от того, произойдет ли переход на коллегиальный способ управления ЛДПР, когда ее визитной карточкой станет группа лиц, а не один лидер, и от того, по какому принципу она будет формироваться.
Андрей Дахин, профессор НИУ РАНХиГС