Найти в Дзене
Мурманский вестник

Чтобы управлять оленьей упряжкой и побеждать на Празднике Севера, надо учиться с детства

Оглавление

В этом убеждены ветераны Полярной Олимпиады (0+). Они уверены, что национальные саамские виды спорта были, есть и будут. В минувшую субботу оленеводы вышли на старты и показали пример молодым. При этом и сама молодежь проявила недюжинные способности, стараясь справиться с оленьими упряжками и не только преодолеть дистанцию, но и прийти к финишу раньше своих учителей.

И поедем, и помчимся

Да, вздохнем ностальгически, были времена, когда гонки на оленьих упряжках были украшением Праздника Севера (0+). Я и сам мальчишкой никогда не пропускал эти зрелищные соревнования, проходившие в мурманской Долине Уюта. Это было завораживающее зрелище, порой пугающее, когда упряжка, казалось бы, несется на тебя, но опытный каюр вовремя поворачивает ее и возвращает на снежную трассу.

Потом оленей в Мурманск на праздник перестали привозить. Слишком затратным это стало.

- Раньше как было? - рассказали мне в Ловозере. - Призы хорошие были за победу. Могли и деньгами выдать, могли и снегоход подарить. А просто за диплом и медаль кто захочет оленей из стада брать, да в Мурманск везти, да к тому же весной, когда как раз забой еще не закончен, а кроме этого еще полно хлопот всяких.

Не будем упрекать оленеводов, у них своих забот круглый год хватает. Но, надо отдать должное, в саамской столице - Ловозере - гонки на оленях проводились всегда. И когда в Мурманске отменили, желающие посмотреть на забеги стали приезжать сюда, в саамскую столицу и из областного центра, и из других городов. Организаторы Праздника Севера и власти Ловозерского района всегда поддерживали состязания по национальным видам спорта и каждый раз проводили их с размахом.

Фото: Льва Федосеева.
Фото: Льва Федосеева.

Вот только в прошлом году с оленьими гонками вышло как-то совсем скромно: всего одну упряжку удалось снарядить, и участники по очереди на ней ездили. Пастухи снова жаловались: не ко времени это, не сейчас гонки надо устраивать, март - сложный месяц. Но в этом году организаторам удалось убедить оленеводов, что гонки надо сохранить.

- Мы постарались наших оленеводов собрать, поговорить с ними, замотивировать. Они поняли нас, прониклись этой идеей. И согласились в этом году принять более активное участие - рассказала министр спорта Мурманской области Светлана Наумова. - Мы понимаем, что оленеводческим хозяйствам сложно в эти мартовские дни подготовить животных и самим найти время принять участие в празднике, но, тем не менее, они согласились. А мы подготовили для абсолютных чемпионов, женщин и мужчин, денежные призы - по 200 тысяч рублей.

Светлана Наумова уверена, сейчас задача - сохранить преемственность среди участников Праздника Севера по национальным видам спорта. Ведь были времена, когда в оленьих гонках принимали участие не только взрослые и юноши, но и школьники. Впрочем, не все так грустно.

По родительской тропе

- Я окончил Северный национальный колледж, где готовят оленеводов, научился управлять упряжкой там, потом пошел работать по профессии, - рассказывает житель Ловозера Кирилл Бараковский. - Отслужил срочную на Северном флоте, вернулся домой, сейчас работаю в совхозе «Тундра».

Высокий, крепкий, улыбчивый парень. Интервью с ним я записывал сразу после того, как он вернулся с трассы и «припарковал» своих оленей.

- Сейчас немного отдышусь и все расскажу, - попросил он передышки. Но где там? Его уже приветствуют многочисленные родственники и знакомые, стоящие за ограждением, отделяющим трассу для гонки от зрителей.

- Кирилл - молодец, старается парень! - это мне потом рассказали другие, более опытные погонщики, уже многие десятилетия принимающие участие в Празднике Севера.

А он скромно признался, что главное не результат (он у него не был пока рекордным), а просто справиться с упряжкой, пройти всю трассу и дойти до финиша. Ведь, работая в тундре, оленевод не рекорды ставит, а задачи свои выполняет. И еще рассказал, что ждет двоих своих друзей по колледжу, которые сейчас служат в армии, но обязательно собираются вернуться в родное село.

- Я практически родилась в тундре, выросла там. Меня в возрасте нескольких месяцев мама привезла туда, и я там росла, пока в школу не пошла. А потом вышла замуж за оленевода и снова перебралась в тундру, - рассказала мне, готовясь к забегу, Анна Сорванова-Терентьева.

Фото: Льва Федосеева.
Фото: Льва Федосеева.

Анна Сорванова-Терентьева.

Сорванова - по роду, Терентьева - по мужу. Она и детей своих с малолетства приучает к местному быту и традициям.

- Считаю, что взрослому человеку сложно вот так вот сесть и управлять оленьей упряжкой. Это все с раннего детства нужно прививать, - считает Анна.

Как женщины управляют буйными и непредсказуемыми животными, которые пугаются каждого крика, каждого лая даже самой крохотной шавки? По силам ли это слабому полу?

- Женщины в саамских семьях наравне с мужчинами ездили на оленях, - рассказала Анна. - Моя бабушка собирала райду из двенадцати саней и уезжала в тундру, всех детей посадит и сама едет. Раньше женщина, управляющая оленьей упряжкой, - обыденность, а сейчас диковинка.

Женщины - чумработницы, или, как их сейчас называют, хозяйки оленьей усадьбы, были обязаны уметь запрягать рогатых и ездить на оленьих упряжках. И это не исчезло. Анна Сорванова-Терентьева - женщина-животновод из XXI века, где на службу людям уже давно пришли снегоходы, но не заменили оленей в тундре, особенно во время осенней и весенней распутиц, доказывает своей жизнью, что женщине управлять упряжкой - естественно, это обычная жизнь ловозерских оленеводов.

Пионер-оленевод

Но есть в Ловозере ветераны, аксакалы, старейшины - люди, которые всю свою жизнь связали с оленеводством и, уже достигнув уважаемого возраста, доказывают, что еще могут побороться с молодыми и сильными.

- Кто хочет научиться управлять упряжкой, тот научится, но на это уйдет лет пять, не меньше, - рассказывает Николай Анисимович Юрьев. Он сам потомственный специалист до пятого колена, а то, наверняка, и больше!

Фото: Льва Федосеева.
Фото: Льва Федосеева.

Николай Юрьев.

- У меня мать была чумработницей, ездила в тундру, а мы еще мелкие были. И вот она управляла санями, и мы с ней всегда. И детей раньше с раннего возраста учили на оленях ездить. Я еще в школе в шестом классе начал кататься! - рассказал Николай Анисимович.

Он вспоминает, что раньше, в его детстве, в Ловозере в доме пионеров был кружок юных оленеводов. Там он и научился азам мастерства управления оленьей упряжкой.

- Совхоз нам выделял оленей, у нас было учебное хозяйство в лесу, специальный человек следил за ними, а мы каждые субботу и воскресенье ездили туда и все каникулы проводили там, - рассказал Николай Анисимович. - Да, и у нас был детский Праздник Севера, и мы в нем участвовали, катались на оленьих упряжках.

Александр Кобелев - главный судья Праздника Севера по национальным видам спорта. Мужчина колоритный, с роскошной бородой, на вид строгий, как и полагается быть судье, но на самом деле - добродушный, разговорчивый. В коротком перерыве между забегами рассказывает и о замечательном дебюте Кирилла Бараковского, и о стараниях Николая Анисимовича Юрьева, который, несмотря на возраст, находясь на заслуженном отдыхе, участвует в гонках, поддерживает всеми силами престиж оленеводческой профессии, помогает молодежи.

Фото: Льва Федосеева.
Фото: Льва Федосеева.

Александр Кобелев.

- Я думаю, кружок юных оленеводов - было великолепное изобретение. Нынешнее поколение животноводов, которое сейчас выходит на пенсию, выросло именно там. Конечно, было бы очень неплохо его возродить, - считает Александр Кобелев. - Для этого нужна региональная поддержка, да и оленеводческие предприятия должны быть заинтересованы, чтобы у них росла новая смена оленеводов.

Фото: Льва Федосеева.
Фото: Льва Федосеева.

Кирилл Бараковский.

По мнению главного судьи соревнований, возрожденный кружок (спортивная секция, школа юных оленеводов) мог бы быть создан при Ловозерском национальном культурном центре. Хотя в идеале традиции и навыки саамского оленеводства должны передаваться в семье - от отца к сыну, от матери к дочери, из поколения в поколение. Пока это еще удается делать. И доказательство тому - нынешний Праздник Севера в Ловозере.

Автор: Сергей Юдков
Фото: Лев Федосеев