Найти в Дзене
МХТ имени А.П. Чехова

Затворник Патрик Зюскинд

15 и 16 апреля в МХТ имени Чехова пройдет премьера новой версии спектакля Глеба Черепанова «Контрабас». Пьеса Патрика Зюскинда – один из самых популярных текстов для театра, написанных во второй половине ХХ века: она переведена на 28 языков и вот уже сорок лет играется на сценах всего мира.

А что мы знаем об ее авторе?

Патрик Зюскинд, 2012 год. Автор Hans Kumpf
Патрик Зюскинд, 2012 год. Автор Hans Kumpf

Не так уж и много. Немецкий писатель Патрик Зюскинд – из тех литераторов, которые оберегают свою жизнь от посторонних глаз столь тщательно, что десятилетиями не появляются на публике. Таким был Джером Дэвид Сэлинджер, автор культового романа «Над пропастью во ржи», таков другой американский писатель – Томас Пинчон, таков и наш Виктор Пелевин. Патрику Зюскинду сегодня 72 года, как в точности он выглядит, сказать довольно сложно, ведь его немногочисленные доступные фотографии как минимум десятилетней давности. Говорят, что живет он в Мюнхене и на юге Франции, в местечке Монтолье, которое еще называют «книжной деревней», что женат на литературном агенте Тане Граф и у них есть сын.

Эта закрытость, естественно, порождает мифы. Одна из легенд гласит о том, будто бы в школе сын известного критика и писателя Вильгельма Эммануэля Зюскинда однажды заявил учительнице, что напишет книгу, которая его прославит. Так это или нет, но поначалу будущий автор «Парфюмера» собирался стать музыкантом: Патрик учился играть на фортепьяно, однако, говорят, помешало короткое сухожилие на мизинце. Тогда он поступил в Мюнхенский университет, изучал там историю, бросил учебу, путешествовал по Франции, работал во всяких случайных местах и начал писать рассказы и сценарии.

Патрик Зюскинд. Автор: Philipp Keel / Diogenes Verlag
Патрик Зюскинд. Автор: Philipp Keel / Diogenes Verlag

Его пьеса «Контрабас» была напечатана в 1980 году благодаря удачному стечению обстоятельств: сотрудница цюрихского издательства «Диоген» увидела ее в небольшом театре, рассказала шефу и тот попросил раздобыть текст. В этом же швейцарском издательстве в 1985-м вышел и роман «Парфюмер. История одного убийцы», переведенный на 42 языка и экранизированный в 2006 году режиссером Томом Тыквером.

Кадр из фильма «Парфюмер. История одного убийцы»
Кадр из фильма «Парфюмер. История одного убийцы»

Пьеса «Контрабас» столь популярна в мире, во-первых, из-за своей компактности: это потенциальный бенефис для крупного артиста, не требующий особых сценографических эффектов. И во-вторых, из-за глубокого и актуального развития темы: пьеса говорит о том, что внешнее благополучие современного человека не спасает его от душевного кризиса. Герой «Контрабаса» – служащий государственного оркестра, с хорошей зарплатой, страховкой и квартирой в центре города, но это лишь оболочка: внутренние переживания, страсти и мечты музыканта столь мучительны и интенсивны, что они превращают в хаос его жизнь.

Интересно, что впервые в России пьесу «Контрабас» сыграл вовсе не Константин Райкин – спектакль Елены Невежиной в «Сатириконе» вышел лишь в 2000 году. На пять лет раньше – в 1995-м – историю, придуманную Зюскиндом, поставил молодой актер Театра имени Ермоловой Сергей Зуев, пробовавший себя в режиссуре. Премьера состоялась в Театре имени Рубена Симонова, причем исполнителей на сцене было два: актер Владислав Демченко и рок-музыкант, лидер группы «Черный обелиск», участник команд «Неприкасаемые» и «ДДТ» Анатолий Крупнов. Премьера «Контрабаса» совпала с концертом «Неприкасаемых» в Питере, и Крупнову пришлось выбирать: выступать в «Юбилейном», что было несравнимо более выгодно материально, или же принять участие в скромном спектакле, который делали буквально из подручных средств. Анатолий выбрал второе.

Анатолий Крупнов и Владислав Демченко в «Контрабасе», 1995 год
Анатолий Крупнов и Владислав Демченко в «Контрабасе», 1995 год

Ну а потом появился «Контрабас» Константина Райкина, в котором художественный руководитель «Сатирикона» виртуозно развивал свою излюбленную актерскую тему «Меня не надо, а я есть». Его герой был маленьким человеком, остро чувствующим свою неуместность в этом мире, при этом человеком безусловно талантливым и мучающимся от невозможности реализовать свой дар.

Константин Райкин в «Контрабасе», 2000 год
Константин Райкин в «Контрабасе», 2000 год

В 2014 году в Московском Художественном театре состоялась премьера спектакля «Контрабас» в постановке Глеба Черепанова. Восемь лет Константин Хабенский бесстрашно погружался в глубины подсознания своего героя, балансирующего на грани нормы и безумия.

Константин Хабенский в спектакле «Контрабас», фото Е. Цветковой, 2014
Константин Хабенский в спектакле «Контрабас», фото Е. Цветковой, 2014

Спектакль шел с огромным успехом до самого последнего времени. Но в апреле этого года Константин Хабенский передаёт свою коронную роль Артему Волобуеву, одному из ведущих артистов МХТ молодого поколения, актеру большого диапазона, которому одинаково подвластны и драма, и комедия.

«Контрабас» обретает новое звучание!

Сайт театра: mxat.ru

#зюскинд #контрабас #премьера #театр #хабенский #волобуев #парфюмер #культура