Мы привыкли, что покорение космоса – это история преодоления и победы, где главными героями были космонавты, астронавты да ученые.
В один миг, в далеком 1961 году, профессия «космонавт» стала пределом мечтаний всех советских мальчиков, а с полетом Валентины Терешковой – и девочек тоже. Даже любимый многими Незнайка, следуя фантазиям новой эпохи человечества, отправился в странствие на ближайшее небесное тело в книге Николая Носова «Незнайка на Луне».
Космическая тема была представлена очень широко, причём на самом разном уровне погружения – от «Путешествия Алисы» Кира Булычева до «Чёрного Света» Виталия Мелентьева и космических саг братьев Стругацких.
Не было недостатка и в познавательных книгах об устройстве ракет. В то время как Вернер фон Браун готовил научно-популярные фильмы про ракетостроение совместно со студией Уолта Диснея, в космос верхом на том самом первом спутнике отправился один из главных советских детских персонажей – Мурзилка (ещё не жёлтый, но уже в берете и комбинезоне). Из рассказа о путешествии к разным планетам Солнечной системы позже сделали также серию открыток и плакатов.
Этот безграничный оптимизм ощущался на всех плакатах и открытках о космосе. Полёты сквозь тьму к неизведанным планетам изображали буквально везде: на агитационных плакатах и спичечных коробках, на обложках научно-популярных журналов и календарях, на стенах домов и на киноэкране. Собственно говоря, космический футуризм середины двадцатого века, наверное, нигде не видно лучше, чем в кино. И тут же заметнее контраст восприятия с течением времени: если в шестидесятые и семидесятые космический корабль – это пространство медицинской чистоты, то в 2020-е – это потёртые и побитые корыта, вызывающие у нас ассоциации с теми передрягами, в которые они попадали.
Исследования космоса, а затем и полет на луну спровоцировали рост количества диафильмов, посвященных астрономии и астрофизике. В фокусе новых диафильмов были экипажи космонавтов, международное сотрудничество с другими странами в области освоения космоса, передовые инженерные достижения. Школьники узнавали о радиотелескопах, спутниках различного назначения и о том, как много удалось добиться автоматическим станциям «Венера».
Свежеиспеченные диафильмы просто и легко рассказывали о сложных механизмах первых космических кораблей, о Солнечной системе и планетах-гигантах, и, конечно, о первом космонавте – Юрии Гагарине.
Диафильм 1971 года «Мой тезка Юрий Гагарин» посвящен жизни и подвигу первого советского космонавта. Рассказывает о нем юный Юрий Тимофеев, который родился в апреле 1961 года.
Не обошел вниманием тему покорения космоса популярный детский журнал «Костер». Начиная с 60-х годов здесь стали печататься материалы и интервью, посвященные изучению вселенной, научным исследованиям и изобретениям. Так в № 04 за 1968 год появился мини-комикс о полете ученых на Марс, а в № 04 за 1978 год был опубликован материал о космической командировке Бориса Волынова и Виталия Жолобова на борту долговременной орбитальной научной станции «Салют-5».
Отвечая духу времени, художники создавали обложки журнала, на которых «звездолеты» устремляются вдаль, а космос уже не кажется чем-то недоступным.
Еще больше интересного о первом полете Гагарина и покорении космоса – в специальном материале НЭБ.