Когда-то давно один мудрый человек сказал, что на войне все средства хороши. И военная история подтверждает этот тезис с древнейших времен. Порой в сражениях используются средства, которые на первый взгляд совсем не ассоциируются с военными действиями. Взять, к примеру, коров да быков - сложно представить, что они могли как-то помочь полководцам непосредственно в бою. А такое случалось.
Эней Тактик, автор IV века до н. э., вообще предлагал напоить этих животных вином и отправить их прямиков во вражеский лагерь. Поздно ночью, когда большая часть лагеря крепко спит (XXVII, 14). Такой, вот, необычный способ посеять панику в рядах противника от уважаемого военного теоретика Античности.
Удивительно, но в III веке до нашей эры эту идею подхватил знаменитый полководец Ганнибал. Правда, тактический потенциал рогатых он реализовал иначе.
Гениальный военачальник из Карфагена, который пересек Альпы в 218 году до н. э., уверенно громил Рим в ряде первых сражений Второй пунической войны. Он проводил дерзкие военные операции и устраивал засады на земле врага, вдали от баз снабжения. Ганнибал, безусловно, заслужил находиться в числе лучших полководцев древних времен. Тем не менее случалось, что и его покидала удача.
Плутарх в "Сравнительных жизнеописаниях" подробно рассказывает о тяжелой ситуации, в которую попали карфагеняне в Италии. Им тогда противостояла армия Фабия Максима Кунктатора (этого человека считают "отцом" современной партизанской стратегии). Ганнибал строил маршруты, исходя из советов местных проводников. И тотчас казнил их, когда привел армию во вражескую ловушку. Его люди оказались зажаты в ущелье, а пути отступления занял Фабий Максим. Перевалы охранялись римскими патрулями, а на высотах расположились легионы. Положение казалось безнадежным - без потерь большей части или даже всей армии из такого не выбраться. Но Ганнибал, собравшись с мыслями, обратил внимание на две тысячи голов рогатой скотины, захваченной намедни.
Дело было ночью. Прославленный полководец приказал собрать всех животных вместе и привязать к их рогам немного хвороста. Который вскоре подожгли, а скот медленно погнали к перевалам. Пока огонь только разгорался, стадо шло спокойно. Римскому караулу издали казалось, что на них наступают колонны карфагенян с факелами в руках. Но позже, когда хворост вовсю запылал, обжигая морды, начался хаос. И животные заметались из стороны в сторону, разбредались по округе, бежали вверх по склонам холмов и бросались стремглав вниз. Это всерьез напугало постовых у перевалов - "враг", точно безумный, лез отовсюду и окружал их.
Римляне вскоре ретировались в свои лагеря на высотах, где легионы готовились отражать атаки врага. А тем временем легкая пехота Ганнибала заняла перевалы, и основная армия безопасно покинула ущелье. Фабий Максим, узнав, как ловко его провели, не стал предпринимать никаких действий. Похоже, сказались отсутствие решимости и неуверенность в борьбе с более опытным противником. Он боялся, что теперь сам может угодить в капкан. Поэтому римский полководец начал преследование лишь утром следующего дня.
Пожалуй, самое неожиданное применение рогатому скоту нашли во время осады замка в 1689 году:
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Ваши подписки - неоценимый вклад в развитие канала!