Преображение света, создание иллюзорного расширения пространства – главные способности витража. В метро витражи восполняют недостаток естественного освещения. Кроме того, в архитектурном пространстве подземки создается определенное настроение, легкая, насыщенная светом среда, – всё это подчеркивает неповторимый облик интерьера каждой станции.
Интерес к использованию витражей в качестве художественного оформления советского метро возник в послевоенные годы. В 1952 году в Москве была открыта станция «Новослободская», в оформлении которой были использованы орнаментные композиции из цветного стекла по эскизам художника-монументалиста Павла Корина (родился в семье потомственных палехских иконописцев). В середине 20 века в СССР не было специалистов, владеющих технологией создания витражей, поэтому их изготовили в Риге лучшие латвийские мастера-витражисты. Ещё в 16 веке в Риге был образован цех стекольщиков, именно с этого времени начинается традиция витражного искусства в Латвии. Стекло, которое использовалось для витражей на «Новослободской», хранилось в Домском кафедральном соборе Риги и изначально предназначалось для костелов.
32 витража, обрамленных позолотой, украсили пилоны «Новослободской». Витражи подсвечиваются лампами, установленными внутри пилонов. В верхней части каждого витража расположен медальон. Несколько медальонов посвящены профессиям: музыкант, художник, энергетик, архитектор и географ. Это были первые советские витражи, выполненные для крупного общественного сооружения страны. Большое мозаичное панно из смальты «Мир во всём мире» (художник Павел Корин) занимает всю стену торца центрального зала станции.
В конце 60-х витраж стал чаще использоваться в интерьерах метро. А в 70-80-х годах витраж занимает особенное место в интерьерах станций метро Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Минска. Например, панно из цветного стекла «За власть советов» на станции метро «Гостиный двор» 1967 года – первый случай использования витража в ленинградском метро.
Произведения современного витражного искусства можно встретить на станциях: «Фонвизинская» и «Трубная» в Москве, «Лиговский проспект», «Парнас», «Адмиралтейская» (Санкт-Петербург). На петербургской станции «Волковская» (открыта в 2008) витражное панно, изображающее сцену нападения волков на сани с ездоками, занимает всю стену павильона.
Помимо витража в интерьерах метро используются следующие виды цветного стекла: светильники, мозаики, скульптуры из стекла (крупные торшеры, колонны), а также художественная эмаль.
Первые мозаики были установлены в 1938 на сводах станции Маяковская в Москве. Довоенные мозаики в советском метрополитене изображали отдых и труд советских людей. В 1940-е основные темы мозаик – трудовые и военные подвиги народа.
Одна из самых красивых и торжественных станций московского метрополитена –«Комсомольская-кольцевая» украшена восемью мозаичными панно в барочных картушах: большие сверкающие картины из смальты и цветных камней. Мозаики работы художника Павла Корина посвящены победам великих русских полководцев.
«Великие события истории, изображенные на стене, дадут народу не меньше, чем книга, прочитанная миллионами», - утверждал Павел Корин.
Советское метро одно из самых красивых в мире, оно уникально использованием всех видов монументального декоративного искусства. И такой древний вид декоративного искусства, как витраж, заиграл новыми красками в подземных галереях советского метрополитена, а затем и в современной России.
______________________________________________________
Мы работаем с 1987 года. Выезд специалиста в пределах ЦФО. Доставка по России.
Мы знаем и любим своё дело!
#витражи #мозаика #стекляннаямозаика #orelglass #stainedglass #artglass #artstudio #glasspictures #советскоеметро #павелкорин #новослободская #мозаики #мирвовсёммире #комсомольская
#витражи #мозаика #советское метро #павел корин