Мне очень нравятся асимметрия в играх: значительное разнообразие игрового процесса даже в самых незамысловатых настолках - это то, с чем она отлично справляются. Ведь если покупка понравилась, то уже после самой первой партии может возникнуть желание попробовать все вариации, изложенные в правилах. Единственная проблема в том, что кроме реиграбельности усложняется игровой процесс, добавляются новые нюансы, увеличивается объем правил, а концентрироваться приходится на значительном количестве факторов, что может быстро отпугнуть новичков. Так же можно упомянуть, что в некоторых играх может присутствовать плохо выверенный баланс, а значит вместо получения уникального опыта и впечатлений от каждой новой игровой сессии, будет только разочарование и поиск причины проигрыша, даже при учете того, что все ходы, казалось бы, были сделаны правильно.
Для большего понимания хотелось бы разобрать несколько примеров:
Роли с асимметричными условиями победы. Такой тип ярко представлен "Плоском Мире". На выбор предоставляются семь героев одноименной серии книг, которые выбираются участниками в закрытую и остаются с ними до конца партии. Из этих семи персонажей у четырех условие для победы одинаковое, у оставшихся трех - уникальные. При этом выиграть можно настолько разными путями, что в незамысловатой игре на контроль территории, с достаточно простыми правилами, нужно следить сразу за несколькими факторами: наполненностью колоды, владением территориями другими игроками, количеством денег у них, а так же жетонами неприятностей, которые время от времени появляются на улочках города. Первые несколько партий я, откровенно, удивлялся, когда слушал о своем поражении, ведь был буквально в паре ходов от выигрыша, но увлекшись и сконцентрировавшись на своей победе, точно так же давал простор другим. Самое необычное в скрытых ролях заключается в том, что при этом можно заниматься блефом и выдавать себя за кого-то другого, выполняя действия, очевидные для другой роли, тем самым сбивая всех участников еще сильнее.
Ассиметричный геймплей. Далеко ходить не придется, как пример можно озвучить название, пару лет назад бывшее у всех на слуху - "Корни". Они понравились всем не только необычным и красочным оформлением, но и неожиданно серьезным повествованием, а так же полноценным стратегическим геймплеем. Оригинал без дополнения повествует о борьбе между индустриальными котиками, желающими обосноваться в лесу и династией птиц, некогда правящих лесом и совсем недавно свергнутых. При этом в это противоборство были ввязаны и местные жители, основавшие лесной альянс и, пытающиеся на фоне этой борьбы за власть, организовывать массовые восстания, чтобы быстрее прекратить это противоборство. Четвертой же силой является бродяга, ищущий славы герой. Чтобы победить, любому участнику необходимо набрать 30 очков, но при этом, каждая фракция получает их за выполнение совершенно разных условий. Каждому персонажу выдается планшет, на котором присутствует полная информация о порядке хода и возможных доступных действиях, поэтому выполнять предписания со своего планшета достаточно просто, а вот уже следить за другими с его помощью не получится. Перед началом партии желательно немного изучить возможности других игроков, чтобы понимать, какие условия помогают получить победные очки. Так же, это даст понимание, в какую сторону нужно двигаться самому, и каким образом можно пытаться мешать планам оппонентов.
Кооперативные игры/ кооперативные игры с режимом один против всех. Этот жанр, предлагает асимметричный геймплей намного охотнее, но и выражен он может быть не так явно, как хотелось бы. К примеру в "Ужасе Аркхэма" или "Острове духов" всем предлагается бороться против самой игры, при этом в обоих случаях ей можно еще и проиграть, что уже само по себе является вызовом. Вообще, "Аркхэм" я не назвал бы такой уж явной асимметрией - да, участникам предоставляются персонажи с уникальным умением и тремя парами показателей, причем чем выше один показатель в паре, тем ниже другой, поэтому каждый игрок вынужден подстраиваться под доставшегося ему персонажа. Но глобально, кто бы кому не достался - все могут выполнять те же действия, что и остальные, поэтому отличия между ролями не всегда удастся прочувствовать в полной мере. С "Островом духов" все немного интереснее им нам предоставляется несколько различных духов за которые придется играть. Причем духи отличаются по сложности, о которой прямо написано на персональном планшете, а список способностей увеличивается по мере прохождения. Так же присутствует продвинутая, более сложная партия, меняющая и делающая геймплей еще более разнообразным.
Кооперативы, в которых одному игроку необходимо противостоять остальным мне кажутся более интересным вариантом. Обычно, у всех так же присутствует общее условие для победы и уникальные особенности персонажей, но вот стиль человека, противостоящего остальным, кардинально отличается и является наиболее сложной частью подобных кооперативов. Игрок-одиночка, как правило, имеет большие преимущества, но ему гораздо сложнее, потому из-за необходимости оценивать всю ситуацию на поле без чьей-либо помощи и подсказок, а так же нужно неплохо знать все нюансы обеих стороны, чтобы понимать, какие действия против него будут предприниматься в ближайшее время. Такая механика ярко выражена в "Ярости Дракулы" и "Чужой планете".
Итог: к сожалению, асимметричного геймплея не так уж и много, потому что эта механика предназначена для людей, играющих далеко не в первый раз, поэтому и игры, которым она присуща, обычно, сложные и многокомпонентные. Зато, имея пару-тройку подобных настолок и чередуя фракции/персонажей, а так же компании и количество игроков, можно очень надолго занять себя и не ждать, что каждый раз все будет проходить по одному и тому же сценарию. Так же, благодаря специфике придется научиться внимательности и способности просчитывать задуманное другими людьми наперед, что будет только помогать в будущих игровых сессиях.
🗣 Спасибо, что дочитали статью! Не забывайте делиться своим мнением и игровым опытом в комментариях. Похожие статьи можно найти в соответствующей подборке. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые материалы.