Найти тему

"Пеня о вещем Олеге" В. Высоцкого

В этой статье речь пойдет больше о сравнении произведения В. Высоцкого с "Песней о вещем Олеге" А. С. Пушкина. Внизу прикладываю ссылки на текст каждого из этих произведений.

В 1822 г. А. С. Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге» спустя довольно длительное время в 1967 г. В. Высоцкий создал свой вариант этого произведения. Первое и самое очевидное отличие двух «Песен» – объем. У Высоцкого произведение получилось короче – это нужно для того, чтобы уложить слова в одну недлинную песню, при этом сохранив весь смысл. Конечно, изменен и слог «Песни», Высоцкий адаптировал его для современного певцу времени так, чтобы публике было проще понять сюжет. Также у Пушкина вещий Олег сам интересовался судьбой у кудесника, в то время как в ремейке Высоцкого главный герой узнает о своей погибели от случайно проходящих волхвов, которые еще к тому же были пьяны, поэтому он не воспринял их слова всерьез. В произведении Пушкина Олег прислушивается к словам предсказателя, а у Высоцкого насмехается над ними. Зачем же Высоцкий раскрывает сюжет произведения совсем с другой стороны? На первый взгляд кажется, это связано с тем, что он хотел доказать всем известный факт: от судьбы не уйдешь. Верить предсказаниям – выбор каждого.

В любом художественном тексте крайне важен характер каждого героя. Так, образ князя у Высоцкого приобрел совсем иное значение. Олег не предстает в роли великого правителя – здесь он тиран, который беспощадно убивает волхвов, потому что князь не хочет знать правду: «И долго дружина топтала волхвов/ Своими гнедыми конями». Именно в этом можно увидеть намек Высоцкого на политическую современность – верхушка власти достаточно жестоко относится к простому населению, а также закрывает глаза на «горькую» правду жизни. Образ коня у Высоцкого в произведении появляется лишь однажды – в самом конце: «А вот он, мой конь, — на века опочил,/ Один только череп остался!..» У Пушкина же образ коня играет важнейшую роль: он – тотем Олега, его ангел-хранитель, князю тяжело расставаться с конем: «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга». В произведении Высоцкого дружина правителя активно используют лошадей, но не сам Олег: «И долго дружина топтала волхвов/ своими гнедыми конями». Так, можно сделать вывод, что князь показан статично, его образ не получает никакого развития, он никуда не движется – это опять же отсылка к современным политическим реалиям Высоцкого – однообразность и неподвижность принципов власти. У Пушкина же, напротив, образ вещего Олега показан разносторонне: в нем сочетается мудрость и расчетливость, смелость и хитрость.

Важны также и образы волхвов. У Высоцкого они приобрели совершенно другой вид. Предсказатели показаны крайне комично. Сомневаюсь, что нашелся бы человек, который смог бы поверить словам волхвов – предсказатели выглядят отнюдь неубедительно: «Как вдруг прибежали седые волхвы,/ К тому же разя перегаром». Здесь мы снова можем провести параллель с современной Высоцкому политикой – недоверие к власти. В то время как у Пушкина волхвы представлены величественно, их речи убедительны и авторитетны для Олега: «Открой мне всю правду, не бойся меня».

Все образы героев Высоцкого «пропитаны» комизмом, в отличие от величественных и мудрых пушкинских персонажей. Бард высмеивает и Олега, и волхвов. В «Песне» несколько раз использован повтор «ни с того ни с сего», что подтверждает саркастический тон произведения. Также автор использует слова разговорного стиля для передачи речи волхва: «шепелявить», то есть предсказатель начал говорить что-то невнятное, а, следовательно, складывается ощущение, что его слова вряд ли могут оказаться правдой. А перед прямой речью Олега использована скрытая насмешка: «саркастически хмыкнул» – настоящий князь, владыка никогда не использует такой стиль речи, он говорит возвышенным, властным тоном, как у это показано у Пушкина: «Вы, отроки-други, возьмите коня!»

Можно ли считать «Песню» Высоцкого пародией на произведение Пушкина? Я думаю, нет. Бард лишь взял за основу сюжет «Песни о вещем Олеге», адаптируя ее под свое время. Язык произведения Высоцкого наполнен разговорной и просторечной лексикой. Автор применяет различные средства художественной выразительности, которые высмеивают все происходящее. Так, через, на первый взгляд, шутливую песню, в произведении Высоцкого заложен глубинный, трагичный смысл: автор скрыто говорит о недостатках современной ему политической системы.

Текст А. С. Пушкина: https://www.culture.ru/poems/5485/pesn-o-veshem-olege

Текст В. Высоцкого: https://www.culture.ru/poems/19050/pesnya-o-veshem-olege