Найти в Дзене

6 эффективных способов подтянуть орфографию

Оглавление
Доступные приёмы обучения в семье
Доступные приёмы обучения в семье

- Вот. Теперь мы будем по очереди вытаскивать буквы и придумывать предложения на каждую букву. Давай, начинай.

Петя пошарил в шапке и вытащил квадратик с буквой А.

- По-моему, тебе попалась трудная буква, - сказал папа.

- Ничего трудного, - возразил Петя. – Я уже придумал: «Атважные артиллеристы аткрыли агонь».

Леонид Каминский. «Про Петю и папу»

Что нужно знать о понятии «орфографическая грамотность»?

Орфографический навык - основа грамотного письма.

Незаменимое условие орфографической зоркости – умение определять звук в слабой позиции, находить «опасные» места в слове, где при одном произношении возможен различный выбор написания.

Не все родители знают, что развивать орфографическую зоркость можно не только на уроках в школе, но и дома, используя простые, но эффективные приемы и методы.

Доказано: ребёнок запоминает, как правильно пишется слово - зрительно. Он мысленно «фотографирует» его. Воспринимая слово на слух - проговаривая или слушая другого человека - и определяются «опасные» места в слове, и при его записи рука как бы «запоминает» написание, фиксируя графический образ слова.

Приемы развития орфографической зоркости.

Для успешного развития орфографической зоркости будет полезно использовать такие приемы, как списывание и комментированное письмо.

1. Списывание

Списывать можно как текст из учебника, так и отрывок из любимого произведения.

Придерживайтесь алгоритма, который обеспечит грамотность при письме:

1. Прочитать предложение, закрыть глаза и повторить предложение по памяти.

2. Прочитать предложение еще раз по слогам, четко проговаривая написание слов.

3. Записать предложение, диктуя себе каждое слово.

4. Прочитать и проверить запись. Сверить написанное с образцом.

Можно воспользоваться специальными пособиями.

Предложите ребенку выборочное списывание: конкретное предложение, основную мысль текста, определенные части речи и т.д. Учителя советуют разнообразить данный прием так называемым «устным списыванием», когда ребенок читает вслух небольшой текст орфографически (так, как слова пишутся), затем вы закрываете текст и называете любое слово из прочитанного орфоэпически (так, как оно произносится), а ребенок снова диктует данное слово орфографически.

2. Комментирование

При комментированном письме ребенок должен не просто проговаривать слова, но и объяснять выбор буквы в каждой найденной орфограмме. Если сомневается в написании, позвольте ему поставить в данном месте пропуск с условием, что после завершения работы буква на месте пропуска будет вставлена. Если проверить ее не удается, на помощь приходит орфографический словарь – надежный друг, который обязательно должен быть в арсенале ученика.

3. Кроссворд

Особое внимание следует уделить непроверяемым орфограммам в словарных словах. Составляйте свой домашний словарик, постепенно заполняя его. Для лучшего запоминания новых слов предложите ребенку составить с ними кроссворд, который родители потом с удовольствием разгадают.

Есть еще несколько интересных приемов, которые очень нравятся детям.

4. «Орфографическая прогулка»

Во время прогулки с ребенком (или по дороге из школы домой) обратите внимание на вывески, баннеры, названия магазинов. Выберите наиболее интересное, на ваш взгляд, слово, пусть ребенок проанализирует его на наличие орфограмм, объяснит каждую, проговорит данное слово сначала орфоэпически, затем орфографически и запомнит написание. Через какое-то время выберите следующее, проведите с ним аналогичную работу, в конце повторив то слово, которое было первым. Поработав с третьим словом, ребенок должен вспомнить и проговорить два предшествующих. Таким образом, к окончанию прогулки слова образуют «снежный ком». Для начала можно ограничиться 5-6 словами, в дальнейшем увеличивая их количество.

Дома попросите ребенка записать эти слова, желательно в том порядке, в котором они были выбраны на прогулке, выделив в них все «опасные» места. Пусть ребенок классифицирует орфограммы, которые есть в данных словах, и для каждого вида подберет и запишет еще по 2-3 примера.

В следующий раз можно использовать уже не вывески и объявления, а названия объектов, встречающихся на пути («деревья», «стадион», «автобус»).

Таким образом, при использовании этого приема в работу включаются все три фактора формирования орфографической зоркости.

5. Прием «Книга – лучший друг»

Прием направлен на отработку определенного вида орфограмм. Вы вместе с ребенком решаете, с какой орфограммой хотите поработать. В домашней библиотеке найдите книгу, в названии которой содержится эта орфограмма. Нужно записать автора книги и название в тетрадь. Затем в этой же книге найти 5-6 слов на выбранную орфограмму. Если она проверяемая, тогда рядом с каждым словом записать проверочное.

6. Прием «Орфографические сказки»

Для лучшего запоминания правил правописания попробуйте сочинить с ребенком орфографическую сказку – это и полезно, и увлекательно. Можно ее даже иллюстрировать, создать сборник, который ребенок с радостью представит одноклассникам.

Например: «Сказка о подружках ЧК, ЧН и мягком знаке»

Жила-была буква Ч, и были у две верные подружки – буквы К и Н. Она ходила в гости то к одной, то к другой, делилась секретами, и было им очень весело и интересно. Но с буквой Ч мечтал дружить мягкий знак и все пытался поссорить ее и с К, и с Н. Встанет между ними и начинает придумывать свои правила, портить игру. Разозлились буквы, прогнали мягкий знак и запретили ему разделять их, когда они вместе. С тех пор мягкий знак никогда не встает в сочетания ЧК и ЧН.

Одно дело – выучить правило, совсем другое – превратить его в сказку.

Конечно, цифровых технологий существует огромное множество образовательных платформ и тренажеров, помогающих детям осваивать необходимые умения и навыки в области различных учебных дисциплин. Но, согласитесь, что общение с родителями, приносящее и знания, и удовольствие, и творческие идеи, ничто не заменит.

Пеняскина Дарья Юрьевна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №1 – «Школа Сколково-Тамбов»