Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Повесть о «пьяном» лётчике. Глава 20. За арбузами

Оглавление

Алексей Тараканов

Начало: https://dzen.ru/a/YjnqLepRBxtKRXph

Милый юноша, утро блеснуло лучом…
Встань, хрустальные кубки наполни вином.
Этот сладостный миг, что уйдёт безвозвратно,
Вновь найти не надейся вовеки потом!

Омар Хайям. Рубаи.

Самолет ИЛ-22 ВЗПУ. Фото из открытых источников интернета.
Самолет ИЛ-22 ВЗПУ. Фото из открытых источников интернета.

После полётов на самом лучшем из лучшего транспортного самолёта всех времён АН-12, полёты на самом лучшем из лучших пассажирском самолёте ИЛ-18, казались Лёхе сплошным праздником. Суровые будни полётов на АН-12 по аэродромам и аэропортам всего Советского Союза, с юга на север и с востока на запад, да и не только Союза, но и ближнего зарубежья, с различным грузом и пассажирами, просто казались нормой. А вот полёты на ИЛ-18, точнее, на ИЛ-22 ВЗПУ, воздушном пункте управления 30-й стратегической Воздушной армии Дальней авиации, почти всегда были чем-то особенным и радостным.

Лёха, назначенный на должность командира эскадрильи, через некоторое время начал присматриваться к самолёту ИЛ-22, изучал его инструкцию, даже в командировках, летая на «Антоне». Затем получил «добро» на полеты от командира полка, сдал зачёты, потренировался в районе аэродрома с инструктором подполковником Зубенко и через некоторое время полностью освоил этот лайнер. Летая одновременно на двух типах самолётов, Лёха сравнивал их лётные качества, органику, технику пилотирования. Конечно, первая и окончательная любовь к труженику АН-12 никуда не пропадала, но сравнения иногда были не в пользу этого «грузовика». Это как поставить рядом грузовой КрАЗ и комфортабельный междугородний автобус ЛАЗ. Примерно так можно сравнить, по бытовому. Вообще, лётчики всегда отмечали, что КБ великого авиационного конструктора Ильюшина создавало свои самолёты не только для пассажиров, но и для лётчиков. Не говоря уж о комфорте на рабочем месте пилотов, даже цветовая гамма в пилотской кабине отличалась в лучшую сторону. Особое место на ИЛ-22 занимала кухня - немаловажная составляющая для длительных перелётов. Ну и конечно, вспомогательная установка, обеспечивающая комфортное состояние в салоне, что особенно было важно для суровых сибирских зим. На «Антоне», если техники не прогрели предварительно на земле салон печками, зимой тёплый воздух начинал поступать в кабину только после взлёта. Иногда боковые и передние стёкла очищали от успевшего появиться на них льда от дыхания прямо на рулении.

На ИЛ-22 Лёха иногда позволял себе «пижонить» в военной повседневной форме одежды. В начале девяностых в армии ввели новую форму. Для военной авиации её сделали красивой, тёмно-синей, с накладными карманами на кителе. Перед полётом Лёха вешал китель на плечики и оставался в светло-голубой рубашке с погонами. Форма одежды ему напоминала детские годы, когда он шёл за ручку с отцом, одетым в тёмно-синюю форму пилотов ГВФ.

Но АН-12, конечно, оставался для Лёхи все равно самым родным и близким другом. А когда, делая обход самолёта при предполётном осмотре, и осматривая все его «щели и закоулки» в фюзеляже, крыле, двигателях непременно похлопывал по его пузатым серым бокам, здоровался с ним и извинялся, если давно его не видел. Просил не ревновать к ИЛу.

Самолёт ИЛ-22 ВЗПУ, был предназначен для управления войсками с воздуха, оснащён различными радиостанциями, по всему салону были расположены рабочие места радистов БУС (бортового узла связи), а в самом хвосте самолета была отгорожена особая комната, в ней располагался руководящий состав, стояли мягкие диваны и стол с креслами. По своему основному предназначению самолёт летал редко и, в основном, перевозил командующего ВА. Командующий, генерал-лейтенант Михаил Михайлович Апарин, любил летать на этом самолёте, и, хотя по сравнению со скоростным реактивным ТУ -134, на котором всегда летали его предшественники по служебным делам, ИЛ -22 имел путевую скорость значительно меньше, не редко отдавал предпочтение в полётах по гарнизонам этому прекрасному четырёхмоторному самолёту, признанному в свои годы флагманом ГВФ. Нередко - в основном, на посадке - командующий заходил в кабину экипажа, смотрел на работу экипажа. И как-то, командир отряда майор Андрей Карнаков, выполнявший полёт с инструкторского сиденья, тихонько спросил у Лёхи, пилотировавшего с левой чашки:

- Может, предложить - пусть посидит справа?

Лёха обратился к командующему:

- Товарищ командующий, не желаете полетать... с правой чашки?

Тот кивнул и сказал:

- Давно хотел попросить слетать, хотя бы справа. С этой работой забудешь, как и за штурвал держаться...

Андрей уступил своё место командующему и Лёха, выключив автопилот, передал управление. Михаил Михайлович своими огромными руками, а он был крупным мужчиной, взялся за штурвал и поворочал его из стороны в сторону:

- Как легко управляется! - широкая улыбка на круглом лице командующего говорила только о том, что этот человек - Заслуженный военный лётчик, лётчик-снайпер - влюблён в небо и полёты, как мальчишка, и никакие заботы не могут помешать его желанию летать и радоваться этому неповторимому чувству полета, и умению управлять многотонной машиной в воздухе. Лёха мягко держался за штурвал, поначалу немного сдерживая резкие движения штурвалом, подсказывал показания приборов на приборной доске. Хотя логистика расположения приборов указателя скорости, высотомера, вариометра и авиагоризонта на всех самолетах была почти одинакова, но были и другие приборы, и переключатели, необходимые для выполнения полета. Все-таки самолет не совсем древний, да еще и четырехмоторный.

Сразу было видно, что командующий соскучился по полётам. Горизонт и курс он держал уверенно и старательно, тем более, погода по маршруту была прекрасная, и вид из кабины экипажа был завораживающий, совсем не тот, что можно увидеть даже из ВИП-салона. Перед посадкой командующий уступил место Андрею, но из кабины не выходил, наблюдал за работой экипажа, что-то спрашивал у штурмана, не отвлекая лётчиков.

В дальнейшем Михаил Михайлович получил разрешение у главкома ВВС на лётную подготовку на самолёте ИЛ-22, сдал зачёты… хотя, конечно, интересно посмотреть, кому в ВА он сдавал зачёты?.. И приступил к вывозным полётам в районе аэродрома. Командир эскадрильи Лёха Таранов и командир отряда Андрей Карнаков летали инструкторами с ним несколько смен.

Организация полётов с участием командующего требовала особенной подготовки по всем направлениям, и даже командир полка спрашивал у Лёхи, готовящего плановую таблицу:

- Ты позвонил командующему, рассказал, какие упражнения будете летать?

Что уж говорить о КП, оперативные дежурные которого напрямую звонили Лёхе в кабинет, и он подробно описывал номера упражнений, продолжительность и особенности каждого полёта. А как волновались офицеры батальона обеспечения (ОБАТО), постоянно интересуясь: как там, замечаний не было? Стаканы чистые были? ТЗ, АПА вовремя подогнали?..

Пройдя укороченную летную подготовку в районе аэродрома, командующий нередко летал и по трассам, с левой чашки. Но, полностью весь перелёт, он старался не выполнять. На востоке страны полеты, от аэродрома до аэродрома, нередко длились более четырёх часов и, наверно, для командующего, это было, во-первых, утомительно и, во-вторых, непозволительной роскошью, тратой времени. Во время полёта, в своем салоне, он всегда занимался служебной документацией, решал важные вопросы и задачи ВА - такова уж доля высокого начальства…

Но полёт из Иркутска на аэродром Семипалатинск-Чаган, что в Казахстане, командующий решил пролететь сам, с места командира корабля, от взлета до посадки. Перелёт длился три часа. Во время всего полета командующий не разрешал включать автопилот и мужественно и решительно справлялся с пилотированием самолёта, как будто захотел досыта насладиться всеми прелестями этого полёта или самому себе что-то доказать. Лёха на правом сиденье тоже внимательно смотрел за приборами, и весь экипаж был как на иголках. Командующий даже чай пить отказался, хотя его попутчики, генералы и полковники, сидели в ВИП-салоне и предлагали перекурить и закусить. Командующий решительно пресекал все провокации, и экипаж тоже не решался сделать полдник из солидарности с командующим.

Весь полёт выполняли строго по «Руководству по лётной эксплуатации», заход на посадку был выполнен по установленной схеме, «километр в километр», все команды и доклады - строго по таблице радиообмена.

На посадке Лёха старался незаметно для командующего, исправлять небольшие отклонения, делая вид, что подсказывает ему по СПУ. Посадка получилась мягкая-мягкая - перегрузка, наверное, меньше единицы – такая, что сам Михаил Михайлович лукаво спросил, будто бы не понял:

- Мы сели или нет?

- Сели, товарищ командир, сели, можно переключить на рулевое колесо.

В кабине почувствовался запах хорошего алкоголя, заглянули два генерала, заместители командующего:

- Вот это посадочка, товарищ командарм! Поздравляем!

Довольный командарм рулил на стоянку и при заруливании открыл форточку, чтобы и дежурный по стоянке видел, кто командует аэропланом.

- Товарищ командующий, обратно когда? - поинтересовался Лёха.

- Послезавтра, завтра отдыхайте.

- Михаил Михайлович, а можно будет попросить машину завтра на бахчу? В этом году, говорят, арбузы уродились просто сахарные, и заодно вам наберём!.. - уже вступил в роль штурман майор Левковских, узнавший заранее от других экипажей об арбузных бахчах.

- Конечно, сейчас дам команду, всё организуют, и заодно на управление армии наберёте!

В такие минуты у командующего можно было выпросить хоть квартиру для очередника, хоть чёрта лысого! Разве откажешь таким парням, только что летевшим одним экипажем, да ещё с такой идеальной посадочкой!..

Так и получилось, стоило командующему только заикнуться об арбузах, как командиром местной авиабазы тут же был предложен, на завтра, автомобиль ГАЗ-66, вместе с местным прапорщиком, знавшим все арбузные бахчи.

- Все председатели совхозов в курсе, подберут арбузы и экипажу, и на управление штаба армии, я договорился!.. - командир базы отозвал Лёху и подробно объяснил, к кому надо будет завтра подойти для организации сбора арбузов.

Когда все пассажиры уехали, Лёха пожаловался штурману Володе Ледковскому:

- Лучше самому три раза слетать, чем вот так сидеть и приглядывать...

- Точно! - подтвердил штурман. - Как смену в шахте отпахали…

На следующее утро нашёлся и ГАЗ-66, и старший машины - видавший виды прапорщик… хитроумной наружности, по которой сразу было видно: деловой прапор и прохвост, наверняка, ещё тот:

- Всё будет в ажуре! Наберём и к обеду вернемся - здесь на каждом шагу бахча!..

И вытащил десятилитровую, немного помятую, много повидавшую в жизни, канистру, как оказалось, со спиртом.

- Это — плата, сторожам. Она не полная, но машину арбузов набрать, хватит.

Лёха погрозил кулаком правому лётчику, капитану Серёге Шамонаеву:

- Вы только не пейте... лететь завтра!..

Тот сделал круглые глаза и скривил обиженную рожу: «Ты что, командир, да ни в жизнь, ты ж нас знаешь!..» Лёха-то как раз знал...

Леха за арбузами не поехал, остался в гостинице, в жилом гарнизоне, и почему-то сразу пожалел, что не спросил этого прапора, в какую, примерно, сторону поедут собирать арбузы. Вместе с оставшимся штурманом-стажёром съездили на обед в лётную столовую, находившуюся в служебном городке на аэродроме. К обеду, конечно, экипаж не появился. Штурман отпросился в гости - он ранее служил в Семске - обещая прийти к ужину. Лёха остался один, почитал книжку, подремал до ужина. Что-то стало тревожно - экипажа не было. Вечером подошёл штурман-стажёр:

- Что, ещё не вернулись? Куда же они поехали?

- Ты же здесь служил? Где эти чёртовы бахчи?..

- Да мы на них не ездили - привозили арбузы к военторгу, мы там и покупали!.. Ездили только те, у кого машина или мотоцикл. Тут надо знать, куда ехать. По степи - одни дороги, да и те в разные стороны, блудануть можно запросто. Говорят, за Иртышом хорошие бахчевые, там переправа. … Правда, только в светлое время работает. Если они туда поехали, то до утра придётся ждать...

- Вот, блин, «успокоил»!.. - Лёха посмотрел на стремительно темнеющее небо. Вечерние сумерки наступили незаметно и быстро.

Пилоты сидели на скамейке возле гостиницы и курили. Было около восьми вечера. Стемнело часам к девяти. Подъехал ГАЗик, из него неторопливо - сразу видно, что после ужина - вылез командующий:

- Алексей, добрый вечер! Как дела, как отдохнули? Арбузов набрали?

- Михал Михалыч, экипаж ещё не приехал. Вот, сидим, ждём, волнуемся...

- Как - не приехали? Во сколько же они уехали?

- В десять...

- Так, сейчас позвоним… - прямо из машины по рации командующий попытался дозвониться, вероятно, до командира базы - тот не отвечал. Потом ещё кому-то - никто не отвечал.

«По всей видимости, даст «разгон» связистам завтра…» - подумал Лёха.

- Ты, вот что, дозвонись до командира ОБАТО, даже домой - пусть уточнит, где они могли задержаться, и мне в номер пусть он перезвонит… Попроси машину прислать - поедешь искать... Вот безобразие, экипаж пропал, нет уже одиннадцать часов!.. - командующий направился в себе в номер гостиницы, а Лёха - к телефону, возле дежурной.

Пока дозвонились, пока решали, что да зачем, пока связывались и с Лёхой, и с командующим, прошло ещё часа два.

Часы показывали уже одиннадцати часов вечера. Лёха со штурманом в очередной раз спустились покурить, неожиданно вышел и командующий, наверное, подышать перед сном. Он был одет в спортивный костюм с надписью «СССР» на спине. В это время подъехала дежурная машина УРАЛ со старшим, капитаном:

- Куда ехать? - спросил старший у Лёхи.

- Я не знаю... туда, где бахча или совхоз... – пожал плечами Лёха.

- Хорошее дело... - вздохнул старший. - Тут в округе их - несколько десятков, до утра не объедем…

- Поедете одни! По кругу, в каждый совхоз… Спрашивайте про экипаж: были ли, когда были, куда потом поехали … - командующий взял управление в свои руки. Старший поначалу хотел возражать, но потом узнал командующего.

- Есть, так точно! - УРАЛ обдал выхлопными газами и умчался в темноту.

- Ну, а вы - ждите! Меня сразу поставьте в известность, когда появятся... - командующий пошёл спать.

Ожидание было нервным - спать не могли, постоянно ходили курить. Дежурная по гостинице, слыша разговоры по телефону и видя выходящих покурить лётчиков, каждый раз, когда они проходили мимо неё, глубоко вздыхала, смотрела на них сочувствующим взглядом и пожимала плечами. Тоже переживала. И когда Лёха задремал, где-то в первом часу ночи, она внезапно ворвалась в комнату, задыхаясь от волнения:

- Таранов, к телефону - нашлись, слава Богу!..

Лёха лежал на кровати нераздетым, в комбезе, сразу вскочил с кровати и рванул к телефону со второго на первый этаж, перепрыгивая по лестнице через три ступени:

- Алло!

- Командир, вы не ждали нас, а мы припёрлися... - пытался пошутить по телефону Серёга Шамонаев.

- Вы где? Ёш... твою... мать!..

- Командир, - уже серьёзным голосом сказал Серёга. - Мы на дальнем приводе, ты машину нам организуй, а то мы не дойдём по темноте. Мы вообще то пешедралом по степи, часа два, пёрлись...

- Пешком? Почему?

- Потом расскажем - машину бы нам...

- Сейчас приедет, вы только – никуда!..

- Да куда мы!..

Лёха позвонил оперативному дежурному, попросил машину, и через час, уже во втором часу ночи, в номер ввалился экипаж. Это надо было видеть! Комбинезоны из синих превратились в серые, на лице были видны только глаза - всё остальное покрывал толстый слой пыли. Все были похожи на шахтёров, только что вернувшихся из забоя. Пока экипаж смывал всю грязь и выбивал из комбинезонов пыль возле гостиницы, помощник командира корабля капитан Серега Шамонаев начал рассказывать:

- Поехали в степь на бахчу. Ехали в кузове. После гарнизона, когда выехали на грунтовку, началась такая пылюка в кузове! Дышать нечем!.. Мы себя не видели, пока не догадались передний и задний полог откинуть. Хоть как-то стало можно дышать... Ехали часа два - трясло так, что кишки все перепутались!.. Подъехали к одной бахче - там уже почти всё собрали, поехали на другую... Я вообще не понимаю, как водитель ориентируется по этим дорогам?! Они в разные стороны разбегаются, все одинаковые, все грунтовые... И степь во все стороны одинаковая... Где там бахча? Не разберёшь… Доехали до третьей, там немного понабрали арбузов. Поехали на другую - на каждой понемногу рассчитывались спиртом. Немного перекусили - в основном, арбузами. Я их так наелся – наверное, на всю жизнь, смотреть теперь на них не могу!..

- А где машина-то?

- Сейчас расскажу. Вот, во общем -нагрузили полный кузов этих арбузов, а старший машины уже нажрался так, что лыка не вяжет. Говорим: ехать надо домой! – Ага, говорит, поехали!.. - а сам мотор обнял и спит. Водила едет, мы - в кузове, ехать неудобно, но гружёный ГАЗ -66 хоть не так трясёт... Так и едем: ноги кверху - на арбузах, жопа уже не просто болит - уже вся, наверное, синяя... И пылища! Скорость-то маленькая, пыль так и висит в кузове… Вдруг: пых-пых, пых-пых - мотор заглох, и машина встала. Мы - к водителю: что случилось? Он говорит: бензин кончился!.. Ё... вашу мать!.. Стоим посредине степи, куда ни глянь - один горизонт, и солнце уже садится... А что дальше делать будем? Водитель старшего начал будить - тот не поймёт: где мы, что мы, как мы здесь очутились?.. Пока по шее от Ципана не получил, не очухался…

Тут уже и капитан Ципан, бортинженер экипажа, высокий, с голым торсом и спортивной фигурой, выбивая свой комбез, хмыкнул:

- Да я его маленько, по мордасам, со злости... Не сильно...

- Сильно-не сильно, но прапор начал вникать в суть произошедшего и набросился на водителя: ты что за бензином не следил? Тот говорит: я вам говорил - вы только мычали: хватит, хватит!.. А водитель, солдатик молодой - что с него взять?..

Вступил в разговор радист - начальник связи Валера Личинкин:

- Мы его спрашиваем: сколько до гарнизона? Он говорит: километров тридцать... Блин, пешком не дойдёшь - только к утру... Да и как идти, куда? Тем более, начало темнеть - и страшно, и непонятно куда... Я-то думал раньше, что только в лесу можно заблудиться, а тут - степь, дороги в разные стороны, поди определи, по какой идти…

- Прапор говорит: надо подождать, вдруг кто поедет, а так, говорит, до утра подождём, утром обязательно кто-нибудь да поедет... Перспектива ждать до утра, в кузове, нас что-то совсем не обрадовала, да и холодно стало с темнотой… - вновь начал рассказ Серёга. - Сидим, ждём. Стемнело, уже начали психовать, кто-то говорит: давай всё равно пешком пойдем, а прапор хикикает: а степных волков не боитесь? они тут бывают... Сразу разговоры про «пешком» прекратились... А темнота стоит - как у негра в жопе!.. И, главное - ни звёзд, ни луны. Только стрёкот цикад. Сидим, как дураки, прапор спит в кабине с водителем... Весь спирт выжрал, зараза!.. Вдруг в темноте, по горизонту, появился огонёк и, вроде бы, к нам едет: то пропадает, то приближается. Ты не поверишь, командир, ждали этого огонька, как бога, а он только через полчаса приблизился, превратился в два огонька от фар. Настолько обманчиво расстояние в степи… Мимо не проехал - мы фарами начали «SOS» сигнализировать. Оказалось -председатель совхоза. Удивился, но выручил - литров десять бензина дал. Пока налили, пока движок прочихался, опять двинулись в путь. Я смотрю: вот, как он едет, не пойму - фары светят, дороги справа, слева, в разные стороны... Вот как бы мы пошли?.. Точно, как в пустыне Моисей сорок лет водил людей. Хорошо, что не пошли!.. И, вроде бы, огоньки появились по горизонту, два или три, как мотор опять заглох... Смотрим: огоньки, вроде, не движутся – наверное, фонари горят… Спрашиваем: что за огни? - Наверное, аэродром, - немного протрезвевший старший сказал и опять улёгся спать... Ну, мы, как только про аэродром услыхали, сказали, что пойдём пешком - и рванули! Бросили водителя и старшего - они сказали, что дождутся, всё равно кто-нибудь поедет утром... А степь-то, как оказалось, не ровная - балки разные, овраги даже есть... Только в балку спускаешься - огоньки пропадают, жутко в темноте становится. Забираешься на пригорок - вон он, светит!.. И напрямую к нему - не по дороге, конечно, через все колючки и кусты… Шагаешь, а огонёк еле-еле приближается, но всё равно на душе теплее... Так и пробирались, как танки, часа два. Оказалось ДПРМ (дальний привод). Вокруг - колючая проволока, собака на цепи, ворота на замке... Немного прутья отогнули, пролезли все, стучим в дверь ДПРМ - никто не открывает. Собака орёт как бешеная - думаем, сейчас всех вдобавок перекусает!.. Там солдат закрылся и гостей таких совершенно не ждёт... Колотили по двери минут пятнадцать, пока он всё-таки не открыл, а у нас видок, сам видел, какой?.. Хорошо, не шмальнул по нам - автомат, интересно, был у него?.. Ну, дальше уже тебе дозвонились... Вот так мы за арбузами съездили! Сколько мы их там съели - жуть, воды-то с собой не взяли... Смотреть на них теперь не могу!..

Лёха посмотрел на свой экипаж, попавший в это приключение - как они все толпятся возле умывальника, отмывают грязь и пыль, постепенно превращаясь в чистых людей, и подумал: «Ой, не зря штурман что-то про шахтёров говорил - точно, как с шахты вахта вернулась!..»

Экипаж ИЛ-22 г.Иркутск
Экипаж ИЛ-22 г.Иркутск

Продолжение: https://dzen.ru/a/YjqD8o1w3kvwiX5o

Другие рассказы автора на канале:

Алексей Тараканов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен