Найти тему
Политехнический музей

Кинокамеры, изменившие мир. От «Синематографа» братьев Люмьер до инструментов Годара и Урусевского

Оглавление

22 марта 1895 года состоялся первый публичный кинопоказ. В здании парижского Общества развития национальной индустрии двум сотням зрителей показали 46-секундный фильм «Выход рабочих из фабрики Люмьер в Лионе». В названии заключён весь сюжет: с фабрики выходят рабочие. Но простенькая зарисовка изменила мир навсегда.

В честь, вероятно, главной даты в истории кино, показываем некоторые знаковые кинокамеры из обширной коллекции Политехнического музея. А также упоминаем связанные с ними фильмы — необязательно снятые именно на них.

Аппарат киносъемочный CINEMATOGRAPHE

Одна из первых профессиональных киносъемочных камер серийного производства, выпущенная известной кинематографической фирмой «Братья Пате». Ящичного типа с наружным расположением кассет, находящихся наверху камеры одна за другой, что упрощало зарядку и обеспечивало устойчивость камеры при съемке. Камера оснащена надежным лентопротяжным механизмом, движение киноленты обеспечивает грейфер кулачкового типа.

«Синематограф»— универсальное устройство. Он позволяет как снимать фильмы, так и показывать их. Название было впервые применено изобретателем Леоном Були в 1892 году для изобретённой им камеры с рулонной негативной фотобумагой. Вследствие неуплаты годового взноса за патент название перешло братьям Люмьер. Их устройство считается первым в мире профессиональным киносъемочным аппаратом.

-2


Успех «Синематографа» был так велик, что его название в большинстве стран стали использовать для обозначения первых кинотеатров, а затем и всей технологии. Это было не первое устройство для показа видеоряда, но оно стало самым удачным для широкого распространения, а братья Луи и Огюст Люмьер были удачным тандемом изобретателя и бизнесмена.

В 1905 году студия «Пате» приобрела у братьев Люмьер все права на кинематографический аппарат. На такие и похожие камеры снимался «Пате-журнал» — серия документальных хроник, которые готовили начинающие кинематографисты по всему миру. Вот, например,
«Москва в снежном убранстве» Жоржа Мейера, вошедшая в один из выпусков «Пате-журнала».

Снят на камеру CINEMATOGRAPHE или аналогичную
Снят на камеру CINEMATOGRAPHE или аналогичную

Аппарат киносъемочный PARVO (Парво) мод. L

Это наиболее распространенная в 1930-1940 гг. камера для съемки немого кино. По сравнению с предыдущей моделью в этой камере были важные усовершенствования – контргрейфер с пульсирующей рамкой, приспособление для наведения по матовому стеклу и оправа для объективов «стандарт».

Модель «L» стала самой продаваемой: по некоторым данным выпущено около 8000 экземпляров, что считается огромной цифрой для профессиональной кинокамеры.

-4

На камеру «Парво» была снята картина Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». Аппарат был настолько популярен, что практически весь европейский немой кинематограф, как и советский, отснят теми или иными моделями «Парво». Эту камеру предпочитали любым другим такие известные кинематографисты, как Сергей Эйзенштейн, Эдуард Тиссэ, Абель Ганс, Марсель Л’Эрбье и многие другие.

Лени Рифеншталь на съёмках Берлинской Олимпиады для своей «Олимпии» оснастила многочисленных операторов камерами Debrie. Самые знаменитые советские немые фильмы «Стачка», «Броненосец Потёмкин», «Мать», «Конец Санкт-Петербурга» и многие другие сняты именно этими камерами.

Снят на камеру PARVO
Снят на камеру PARVO

Аппарат киносъемочный Cameflex

Предназначен для профессиональной съемки на 35-мм кинопленку. Конструктивно состоит из двух частей: головки, где находятся обтюраторный узел, турель для объективов, грейферный узел, визир, тахометр, и кассеты, в которой размещен механизм непрерывного транспортирования.

-6

За возможность съёмок живой жизни вне студийного павильона камеру очень любили режиссёры новой волны, в том числе Жан-Люк Годар, снявший «Камефлексом» картину «На последнем дыхании». Рене Клер и Марсель Карне успешно использовали эту же камеру для съёмки своих картин «Красота дьявола» и «Мария из порта», а Франсуа Трюффо отснял ей свой дебютный «Четыреста ударов».

«Камефлекс» получил признание и в Голливуде: Орсон Уэллс снимал им свой «Процесс», а Коппола использовал для съёмки некоторых боевых эпизодов в «Апокалипсисе сегодня». Единственным недостатком аппарата был неустранимый шум, неприемлемый при синхронной съёмке. Однако, на этот случай для камеры фирма предлагала звукозаглушающий бокс Caméblimp.

Снят на камеру Cameflex
Снят на камеру Cameflex

Аппарат киносъемочный КС50Б

Профессиональная камера КС-50Б предназначена для съемки на 35 мм кинопленку. Комплектовалась тремя объективами f = 35, 50, 75 мм, имеет револьверный видоискатель с тремя микрообъективами. Конструкция аппарата предусматривает его использование для репортерской, хроникальной и экспедиционной съемок.

-8

По сути, это модификация камер КС-4 и КС-5, которые в свою очередь были советской копией американской Eyemo. На камеры серии КС снята большая часть военной кинохроники.

Снято на камеру серии КС
Снято на камеру серии КС

Аппарат киносъемочный «Конвас-автомат»


Автор — Костантинов В.Д. (КОНстантинов ВАСилий), в честь которого аппарат и был назван. Отличается оригинальной конструкцией: зеркальный обтюратор, поворотная, автоматически фиксируемая турель с тремя легкосъемными объективами. Небольшой мотор обеспечивал частоту киносъемки от 8 до 32 кадр/сек. 60-метровая кассета легко устанавливается одним движением руки.

Киноаппарат стал универсальным и основным операторским средством для проведения киносъемок в советском кинематографе, применялся полярниками и космонавтами.

-10

Камеру «Конвас-автомат» использовал Сергей Урусевский при съёмке фильма «Летят журавли». Лёгкий аппарат позволил Урусевскому использовать съёмку с движения и выстраивать сложные траектории поворота камеры: вглядываться в лица героев, бежать за ними или смотреть на окружающее их глазами. Награда — заслуженная Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля.

Снято на «Конвас-автомат»
Снято на «Конвас-автомат»

Все эти устройства можно увидеть в Открытой коллекции Политехнического музея. Записаться на экскурсию — здесь.

#кино

#история

#ретро

#технологии

#ССср